Что такое побудительные предложения

Содержание

Примеры утвердительных предложений: вопросительные, побудительные, повествовательные

Что такое побудительные предложения

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания.

Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность.

Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным – в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания – это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно – они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити – лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача – передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:

  • Общевопросительные предложения – их задача получить подтверждение или отрицание какой-либо информации. Ответом на такого типа вопрос могут быть только «да» или «нет». Например: «Василий сегодня был в институте?». Или: «В том саду цветут хризантемы?».
  • Частновопросительные – направлены на получение новой информации о действующем лице, обстоятельствах действия, характеристики объектов и субъектов и т. д. Примеров множество: «В котором часу нам нужно выйти из дома?», «Кто сегодня дежурный?», «Когда начнется настоящая зима?».

Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:

  • Собственно вопросительные – предполагают ответ в обязательном порядке. Целью вопрошающего является выяснение совершенно неизвестной для него информации. Например: «Сколько лет твоей бабушке?», «Куда идет этот трамвай?».
  • Вопросительно-утвердительные – требуют подтверждения информации, которая уже и так есть в вопросе. Например: «Ты что ли не знал этого?», «Он ведь не хотел сделать ей больно?».
  • Вопросительно-отрицательные – выражают отрицание мысли, заключенной в вопросе. Например: «Разве можно уснуть, когда такая ночь?!», «Вот зачем я ввязался в эту историю?».
  • Вопросительно-побудительные – содержат побуждение к какому-либо действию, заключенное в форму вопроса. Например: «Ты закончишь когда-нибудь эту работу?!», «Может, перекусим перед сном?».
  • Вопросительно-риторические – могут быть утвердительными или отрицательными и не требуют ответа, поскольку он уже есть в самом вопросе. Используются лишь в качестве средства выразительности речи. Например: «Кто же не захочет попасть в Париж в разгаре весны?!», «Как же мне тебя не любить, край родной?!».

Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип – побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача – побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже – побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло – как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае – после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

Источник:

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

        Основное назначение повествовательныхпредложений —  сообщениеоб определённых явлениях действительности (иногда — вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

        Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление — с понижением голоса в конце предложения: 

На холмах Грузии лежит ночная мгла… (А. Пушкин).

        Основное назначение вопросительныхпредложений — получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

        Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются:

1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса;

Видите на том бе­регу дом и сад? (А. Чехов)

2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.);

Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин)

3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.):

Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин)

Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в ча­стности — в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных):

 На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); 

Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) ( Никто не в силах).

 Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.

Назначение побудительныхпредложений — побуждениек действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

         Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разно­видностей (в зависимости от того, что выражается в предло­жении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

          Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: 

Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин);

Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава).

Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах:

       1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 

       2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли… (А. Чехов)  — и некоторых других.

В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам.

Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний — совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения.

Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное).

Источник:

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания:                дата__________

 повествовательные, вопросительные, побудительные.

 Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.

Ход урока:

1.     ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА  

2.     МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

– Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.

– Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

 – Запишите число, классная работа.

– Проведем каллиграфическую минутку.

А) Каллиграфическая минутка     Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие

            Соберите слово из буквосочетаний.

            Что получилось? (Предложение).

-Придумайте предложение с этим словом.

-Звуко-буквенный  анализ слова «предложение».

      – Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

на, созрел, урожай, полях;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, красавица, весна;

– Что такое предложение?

3. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  И  ЗАДАЧ  УРОКА.

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.

– А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:

и//интонации//Виды//по// предложений//цели//высказывания//

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Мы сегодня должны вспомнить:

– Какими бывают предложения по цели высказывания.

– Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны научиться:

   Находить в тексте предложения разных видов.

   Самостоятельно составлять такие предложения.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

-Скажите еще раз, что мы называем предложением?

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

– Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

     –  Черепаха, унеси меня домой!

     –  А где ты живешь?

     –  Я живу в муравейнике.

– Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

Источник: https://crownenglishclub.ru/drugoe/primery-utverditelnyh-predlozhenij-voprositelnye-pobuditelnye-povestvovatelnye.html

Виды предложения по цели высказывания

Что такое побудительные предложения

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью – люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания – это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение – это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие ().

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительное предложение – это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака – вопросительный и восклицательный (?!).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

Побудительное предложение – это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.

Например:

Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)

Позанимайся дополнительно. (совет)

Не отставай! (приказ, требование)

Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128, Полякова, Учебник

Упражнение 130, Полякова, Учебник

Упражнение 133, Полякова, Учебник

Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 15, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 32, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 198, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 187, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 2, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 201, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 24, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 30, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 25, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 91, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 5, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 93, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 5, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 392, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 463, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 19, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 20, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 84, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

6 класс

Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 90, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 250, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/72

Что такое побудительные предложения | Сделай все сам

Что такое побудительные предложения

За примерами побудительных предложений вдалеке ходить не надобно.

Весь из нас произносит десятки побудительных предложений в день: «Пора вставать!», «Скорее завтракай!», «Уроки сделай вначале!», «Вася, домооой!» Будет предложение по интонации восклицательным либо вопросительным, в обоих случаях вы склоняете иного человека выполнить вашу свободу. Дабы сделать это грамматически правильно, разглядим подробнее, что же такое побудительные предложения .

Выходит, если к вам обратились с побудительным предложением («Вася, стремительно домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася теснее дома») либо с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если предложение будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» либо «Васька, ну ты идёшь?» – то данный пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, возможнее каждого, будет стоять в повелительном наклонении: «Иди отсель, Петя!» (Ну, сколько теснее дозволено склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме сослагательного наклонения: «А не пошёл бы ты отсель!» И даже в форме изъявительного наклонения: «Пошёл отсель!» Последнее звучит не дюже почтительно, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого применяют инфинитив: скажем, суровое «Не курить!» – то такие предложения называют «негативно-побудительными».Правильные помощники побудительного предложения – специальные частицы. По-научному они еще именуются модально-волевыми. Все они нам красиво знакомы: «Пускай!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И легко необходимая частица «бы». Но изредка довольно каждого лишь одного существительного в именительном падеже, дабы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» – мигом додумаетесь, к чему хотел всподвигнуть вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пускай же задачи с определением побудительных предложений отныне будут вам неизвестны! И пускай эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а экстраординарно в виде почтительных и щекотливых просьб. Скажем: «Не выпить ли нам чайку?». Либо «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася…»

Совет 2: Что такое инфинитив

«Infinitivus» – в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 столетия, «инфинитив » определяли как «неопределенное наклон глагола». При чем тут наклон, и какое положительное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?

Современные словари трактуют инфинитив легко – «неопределенная форма глагола» (такие слова, как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это внятно, но потому что язык – представление физическое, есть ли у инфинитив а оглавление? Данный вопрос до сего времени вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив нулевой формой (и с отсутствием оглавления), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклон». Есть также и последователи «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не энергичного и не пассивного – вновь же в ветхой обычии либо в традициях других языков, скажем, английского). Самая парадоксальная версия – инфинитив вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Сложно сказать, нулевое наклон либо нулевой залог у инфинитив а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это верно. Инфинитив же, наоборот, может входить в состав сказуемых (глагольных). Скажем, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный глагол («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные глаголы некоторыми изыскателями также причисляются к инфинитив ам, правда это суждение представляется ложным, потому что постфикс –ся (себя) теснее несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив – неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сего времени остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки склоняются к тому, что это флексия (то есть морфема, объединяющая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, нужно подметить, что в разговорной речи инфинитив может в предложениях со значением сообщения, движения, речи, направления, начала либо продолжения исполнять функцию нулевого сказуемого. Скажем, «Мы ужинать», «Пора ехать» «Дети – спать!».

по теме

Совет 3: Что такое повелительное наклонение

Наклонением именуется непостоянный морфологический знак глагола, присутствующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к действительности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.

Повелительное наклон, либо императив, высказывает побуждение к действию в форме приказа либо просьбы. Глаголы этого наклонения не изменяются по временам.

У повелительного наклонения существуют следующие средства выражения:- 1 лицо представлено так называемой «формой совместного действия» («пойд-ем-те», «давайте пойдем»);- 2 лицо выражено формообразующими суффиксами –и- либо -?- («пиш-и», «сядь-?»);- 3 лицо представлено комбинированными формами со вспомогательными элементами: пускай, пускай, да («пускай бежит/бегут», «да здравствует»).

Формы наклонения могут иметь переносные употребления. Скажем, повелительное наклон может использоваться в значении изъявительного («А они возьми да и скажи = А они взяли да убежали»), а также в значении условного («Приди они своевременно, ничего бы не случилось = Если бы они пришли своевременно, ничего бы не случилось»).

Определенную сложность составляет употребление повелительного наклонения с частицей «не». Скажем, «Не почитаете ли вы сегодня, драгоценный Сергей Александрович, для нашей компании?». Глагол «не почитаете» выражен в повелительном наклонении, т.к. содержит просьбу. А в предложении «Сегодня вы не почитаете вслух».

Глагол «почитаете» с негативной частицей «не» употреблен в изъявительном наклонении, т.к. содержит сообщение.Повелительное наклон может быть употреблено в следующих случаях: – категория участия, т.е. намерение говорящего принять участие в каком-нибудь действии («двинем-двинь»);- категория числа, т.е. желание говорящего направлено на некоторое уйма («двиньте-двинь», «двинемте-двинем»).

Русской грамматикой повелительное наклон рассматривалось метафорически: его функции и элементы официально отождествлялись на основании некоторого внешнего сходства с функциями и элементами других форм наклонения. Скажем, окончания, имеющие нрав энклитик, и паразитическая гласная механически вписывались в категорию аффиксов.Подлежащее с глаголом в повелительном наклонении не употребляется.

по теме

Источник: http://jprosto.ru/chto-takoe-pobuditelnyie-predlojeniya/

Виды предложений

Что такое побудительные предложения

  • Виды предложений по цели высказывания
  • Виды предложений по интонации

Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:

Виды предложений по цели высказывания

Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).

Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

  • Повествовательное предложение – это предложение, в котором что-либо сообщается, что-либо утверждается или что-либо отрицается: На улице плохая погода.Дельфин – млекопитающее.Дельфин – не рыба. В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие: Нам пора домой.Мы идём в кино!А вот и рассвет Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией – повышение голоса на одном из членов предложения и понижение его к концу предложения.
  • Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак: Что ты делаешь? Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова: Какой это цвет?Где ты сегодня был? Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц  ли, ль, разве  и др.: Не хочешь ли тоже поехать?Тебе ль не знать?Разве тебе уже можно? Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении: Поедешь с нами на дачу?Вы Иванова ждёте? Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией – повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения: Вам нравится читать?Вам нравится читать?Вам нравится читать?
  • Побудительное предложение – это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак: Закройте дверь.Не входить! Побудительные предложения часто содержат обращения: Оля, закрой окно.Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении: Не ходите по мокрому полу. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряжённо.

Виды предложений по интонации

По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:

  • Восклицательное предложение – это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Сегодня отличная погода! Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения: Отличный фильм! – предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – восклицательное.Что делать будем?! – предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.Собирайся скорей! – предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.
  • Невосклицательное предложение – это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка: Как быстро прошло лето.
О сайте:  конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:  contact@izamorfix.ru
Новое на сайте | © 2018 – 2019

Источник: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/vidy_predlozheniy.html

Побудительные предложения в русском языке

Что такое побудительные предложения

Побудительные пред­ло­же­ния выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, оформ­лен­ное в виде прось­бы, поже­ла­ния или при­ка­за.

В связ­ной речи отдель­ные сло­ва при­ни­ма­ют задан­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, выстра­и­ва­ют­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и оформ­ля­ют закон­чен­ную мысль, кото­рая в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. Существует мно­же­ство раз­ных пред­ло­же­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим харак­те­ри­сти­кам. По цели выска­зы­ва­ния отме­тим сле­ду­ю­щие виды пред­ло­же­ний:

  • повест­во­ва­тель­ное
  • вопро­си­тель­ное
  • побу­ди­тель­ное

Узнаем, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке. Чем они отли­ча­ют­ся от повест­во­ва­тель­ных и вопро­си­тель­ных пред­ло­же­ний?

Что такое побудительные предложения?

Если вду­мать­ся в линг­ви­сти­че­ский тер­мин «побу­ди­тель­ные», то без­оши­боч­но мож­но опре­де­лить, что такие пред­ло­же­ния побуж­да­ют к дей­ствию.

Присядьте на минут­ку!

Давайте про­гу­ля­ем­ся по осен­не­му пар­ку.

Прочь с доро­ги!

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, побуж­де­ние к дей­ствию может быть выра­же­но по-разному.

Способы выражения побуждения

В побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях выска­зан­ное стрем­ле­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми. Это может быть

  • моль­ба
  • прось­ба
  • поже­ла­ние
  • при­гла­ше­ние
  • напут­ствие
  • совет
  • при­каз
  • запрет
  • про­тест и пр.

Интонация побудительных предложений

В зави­си­мо­сти от фор­мы выска­зан­но­го побуж­де­ния к дей­ствию меня­ет­ся инто­на­ция побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний.

Если оно ска­за­но в мяг­кой фор­ме (прось­ба, моль­ба, поже­ла­ние, напут­ствие, совет), то инто­на­ция побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния близ­ка к инто­на­ции повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния.

Побудительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но. В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Послушай эту мело­дию.

Спи спо­кой­но, сыно­чек.

Приезжайте к нам луч­ше осе­нью. Сходим в лес за гри­ба­ми.

Если же побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ет­ся в фор­ме при­ка­за, про­те­ста, запре­та, то тон выска­зы­ва­ния ста­но­вит­ся повы­шен­ным. И тут появ­ля­ет­ся повод пого­во­рить о вос­кли­ца­тель­ных и невос­кли­ца­тель­ных побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Приведенные выше при­ме­ры побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний про­из­но­сят­ся, как уже отме­ча­лось, спо­кой­но, без осо­бой экс­прес­сии. Отсутствие эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки поз­во­лит назвать их невос­кли­ца­тель­ны­ми.

Запрет, про­тест, воз­му­ще­ние, при­каз невоз­мож­но выска­зать без соот­вет­ству­ю­щей экс­прес­сии. В таких пред­ло­же­ни­ях к выска­зан­но­му побуж­де­нию к дей­ствию обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон. Побудительное пред­ло­же­ние по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Не застав­ляй­те меня ждать!

Стыдитесь!

Стоять на месте!

В кон­це побу­ди­тель­но­го вос­кли­ца­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Средства выражения побудительности

Кроме инто­на­ции, в рас­смат­ри­ва­е­мом виде пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские сред­ства выра­же­ния побу­ди­тель­но­сти.

Самыми рас­про­стра­нен­ны­ми, пожа­луй, явля­ют­ся фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов как про­стые, так и с фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми части­ца­ми и фор­мы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла в зна­че­нии пове­ли­тель­но­го:

Присядем, дру­зья, перед даль­ней доро­гой,
Пусть лёг­ким ока­жет­ся путь!
Давай, маши­нист, поти­хо­неч­ку тро­гай
И пес­ню в пути не забудь!

Евгений Беляев. Перед даль­ней доро­гой.

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собрать­ся с силойИ до веш­них толь­ко дней

Прокорми и обо­грей!

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Важным под­спо­рьем в созда­нии побу­ди­тель­но­сти явля­ют­ся модаль­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы. В выра­же­нии побуж­де­ния к дей­ствию могут упо­треб­лять­ся фор­мы гла­го­ла 3 лица с части­ца­ми «да», «дай», «пусть», «пус­кай», «давай», «как» и пр.

Но пусть обсто­я­тель­ства нашей встре­чи оста­нут­ся меж­ду нами (А. Блок).

Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма! (А. С. Пушкин).

Сказуемое побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний может быть выра­же­но инфи­ни­ти­вом, гла­го­лом в фор­ме услов­но­го накло­не­ния и дру­ги­ми сло­во­фор­ма­ми.

Увести их отсю­да!

Молчать!

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! (А. С. Грибоедов).

Ты бы рас­спро­сил попо­дроб­нее об этом слу­чае.

Ванюша, позво­нил бы ты отцу!

Время, впе­рёд! (В. В. Маяковский).

Структура побудительных предложений

По струк­ту­ре побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия глав­ных чле­нов и от фор­мы ска­зу­е­мо­го быва­ют одно­со­став­ны­ми и дву­со­став­ны­ми.

Вы бы про­шли на верх­нюю палу­бу.

Если в пред­ло­же­нии нет под­ле­жа­ще­го, а гла­гол пере­да­ет воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го в фор­ме 1 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся определенно-личным одно­со­став­ным.

Споем наш сту­ден­че­ский гимн!

Уйди с глаз долой!

Отправьте заказ­ное пись­мо.

В побу­ди­тель­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое в фор­ме инфи­ни­ти­ва  — центр без­лич­но­го одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

-Отдать кон­цы!- ско­ман­до­вал боц­ман.

Бежать, не мед­ля ни секун­ды!

По нали­чию чле­нов пред­ло­же­ния побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние может быть пол­ным и непол­ным.

Карету мне, каре­ту! (А. С. Грибоедоев).

Средняя оценка: 5.Проало: 7

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/pobuditelnye-predlozheniia.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.