Как не попасть в стройбат

Стройбатом в Советском Союзе называли военно-строительные отряды, основная задача которых заключалась в строительстве различных военных и гражданских объектов на территории страны. Военной подготовкой в стройбате не занимались. специальность таких отрядов – стройка. Почему же служба в стройбате в СССР считалась непрестижной и позорной?

“Королевские войска” на службе СССР

Стройбаты появились во время Великой Отечественной Войны 13 февраля 1942 года. Совет народных комиссаров выпустил постановление о создании специального Военно-восстановительного управления, которое должно заниматься строительством военных и гражданских объектов на освобожденной от фашистов территории.

Стройбат очень часто называли “Королевскими войсками”. Существует несколько версий появления такого неофициального названия. По одной из них оно появилось из-за огромной численности строительных подразделений.

В 80-х годах в стройбатах проходили службу до 400 000 человек. В то же время в десантных войска служило до 60 000 человек, в пограничных войсках – до 220 000 человек и наконец в морской пехоте – до 15 000 человек.

По другой версии “Королевские войска” были так названы в честь советского ракетного инженера-конструктора Сергея Королева. Советские космодромы и стартовые площадки для баллистических ракет возводились с привлечением солдат стройбата.

Куда угодно – только не в стройбат

Призывники очень не хотели служить в стройбате. Многие в прямом смысле этого слова боялись попасть в военно-строительное подразделение. Военные комиссары в некоторых случаях оказывали психологическое давление на несговорчивых призывников: “Ты что же это, в стройбат захотел?”.

Почему же служить в стройбате считалось зазорным?

В “нормальных” войсках солдаты учились вести боевые действия, стреляли с автомата, винтовки, гранатомета, учились метать гранаты и грамотно планировать наступление. Офицеры преподавали воинские дисциплины, которые всегда считались мужскими. А в стройбате была стройка и еще раз стройка. Строителей и на “гражданке” было много.

Формирование состава стройбата происходило особым образом. Прежде всего, основу “Королевских войск” составляли выпускники строительных учебных заведений. Инженеры-строители и просто работяги с рабочими специальностями составляли костяк стройбата. Без строителей в военно-строительном подразделении никуда.

Также в стройбат отправляли призывников с “проблемной биографией”, например, с судимостью. Данная категория призывников была достаточно многочисленной.

В строительный отряд также попадали призывники с проблемным здоровьем. Для “обычной” службы такие люди не подходили. А вот в военно-строительном отряде их очень ждали.

В некоторых строительных отрядах до 90% личного состава составляли выходцы с Кавказа и Средней Азии. Основная причина, по которой они туда попадали – плохое знание русского языка.

На учениях с применением боевых автоматов было очень неудобно командовать практически не говорящими на русском языке солдатами. Многие командиры просто боялись доверять таким бойцам оружие.

А вот на стройке языковая проблема стояла не так остро.

Условия службы в стройбате

Призывники, попавшие в стройбат, имели определенные преимущества и привилегии перед солдатами других родов войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР военным строителям за выполненную работу начисляли зарплату. Из нее вычиталась стоимость содержания солдата: питание, обмундирование и другое обеспечение.

В стройбате в 1980-х годах можно было заработать от 100 до 180 рублей в месяц. В особо удачных случаях зарплата доходила до 250 рублей. Заработная плата зависела от специальности. Например, работники башенных кранов обычно получали больше остальных.

Хорошо заработать можно было и на халтурных подработках. За один рабочий день можно было заработать до 15 рублей.

Все заработанные деньги хранились на специальном счете и выдавались после увольнения солдата в запаса. Особо удачливые бойцы увозили домой по 5-6 тысяч рублей.

Но дороги строить это не в атаку ходить. К военному делу строительные подразделения практически не имели никакого отношения, поэтому советская молодежь не стремилась служить в “Королевских войсках”.

Стройбат – нужен или нет

Стройбаты критиковались не только солдатами, но и военным руководством. В некоторых подразделениях была плохая санитария, строители жили в ужасных условиях без отопления и водоснабжение. Материально-бытовое обеспечение стройбатов местами было организовано очень плохо.

Теме не менее, стройбаты внесли весомый вклад в развитие Советского Союза. Солдаты построили огромное количество объектов инфраструктуры: дорог, мостов, домов, военных аэродромов, космодромов, стартовых площадок баллистических ракет и многое другое.

В 1986 году военно-строительные подразделения были брошены на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС.

Во время афганской войны военные строители возводили жилье, аэродромы, склады и оборонительные сооружения.

Несмотря на все плюсы и минусы стройбат навсегда вошел в историю СССР. Строительные подразделения возвели большое количество сооружений и стали неотъемлемой частью советского прошлого.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a96dd524826778635fc9f38/5ab53ddaf0317358d8dac6d0

Что такое стройбат: расшифровка, род войск и условия службы

Как не попасть в стройбат

Что такое стройбат, в общих чертах знает большинство граждан, особенно старших поколений. Негласное название указанных подразделений – «Королевские войска». Их можно отнести к легендарным военным частям времен СССР.

Правда, чаще всего это связано с негативной стороной реальности, поскольку многие призывники категорически не хотели туда попадать, а некоторые представители военного руководства выступали против существования его вообще.

Суть несения службы и ее особенности в строительных батальонах отображены во множестве анекдотов и комедийных фильмов.

История образования

Чтобы понять, что такое стройбат, необходимо обратиться к истории создания данных подразделений. Военно-строительные отряды начали формироваться зимой 1942 года для ремонта и восстановления объектов на территориях, освобожденных от фашистских захватчиков.

Понятие «стройбат» официально вывели из обращения в 70-х годах прошлого столетия. Тем не менее термин остался частью армейского и гражданского жаргонного лексикона. Сами себя военнослужащие строительных батальонов называли иронично «Королевскими войсками». Существует две версии похождения этого наименования:

  1. По причине многочисленности личного состава. В 80-х насчитывалось свыше 350 тысяч человек, что превышало в несколько раз количество бойцов погранвойск, морской пехоты и ВДВ, вместе взятых.
  2. Второй вариант возникновения самоназвания связан с конструктором С. Королевым, поскольку все советские космодромы возводились силами «стройбатовцев».

Среди советских призывников войска стройбата не считались престижным местом несения армейской службы. Такое отношение вызвано тем, что указанные подразделения к обучению военному делу относились лишь формально. Невзирая на это, юноши, вступающие в ряды строительных батальонов, получали ряд преимуществ перед новобранцами других родов войск.

Например, в соответствии с приказом Минобороны от 1977 года, служащим стройбата начислялась зарплата. Правда, из нее удерживались сборы на питание, культурные мероприятия, банно-прачечные услуги, прочие виды довольствия. Средняя сумма, удерживаемая на то время в пользу так называемой «вещевой задолженности», составляла порядка 30 рублей.

Финансовая поддержка

Продолжим подробнее узнавать, что такое стройбат? Заработная плата у военных данного рода войск варьировалась от 110 до 250 рублей в месяц. Итоговая цифра зависела от специальности бойца. Самыми «дорогими» считались профессии крановщиков и экскаваторщиков. Денежное пособие накапливалось на счету военнослужащего, выдаваясь на руки при увольнении в запас.

В случае крайней необходимости боец мог переслать деньги близким людям, с разрешения командира соответствующего уровня. За время службы человек мог накопить несколько тысяч рублей.

Кроме того, часто стройбатовцы подрабатывали на «халтурах». Такса за один трудовой день составляла порядка 10-15 руб.

Прапорщики и офицеры указанных подразделений получали льготы, позволяющие оперативно решать имеющиеся жилищные проблемы.

Комплектация

Многих интересует вопрос, связанный со стройбатом: это какие войска? Ради справедливости стоит отметить, что официально эти части называются «инженерными».

В советское время отряды пополнялись преимущественно новобранцами, окончившими строительные учебные заведения. Нередкими представителями «стройбатовцев» стали сельские жители, умеющие обращаться с разного рода инструментами.

Еще один сегмент личного состава – неблагополучная молодежь, нередко с судимостью.

Одним из основных критериев отбора в строительные батальоны был национальный признак, хотя официально это негде не подтверждается и умалчивается.

Стоит отметить, что доля представителей народов Кавказа и Средней Азии составляла порядка 85-90 процентов личного состава «стройбатов».

Род войск этой категории для них считали приемлемым по причине плохого знания русского языка. Многих призывников отпугивал как раз национальный состав подразделений.

Критические замечания

Многие военачальники самого высокого ранга критиковали строительные отряды и выступали за их расформирование.

Специалисты, кроме нарушения конституционных прав, отмечали слабую организованность производственной деятельности строительных батальонов, наряду с низким материально–техническим обеспечением.

Сам маршал Жуков вместе с начальником генштаба Соколовским указывали на то, что военнослужащие должны проходить срочную службу в рядах вооруженных сил, а не на строительных площадках и объектах гражданских министерств СССР.

Что такое стройбат, можно понять на одном из реальных примеров. Осенью 1955 года военно-строительное подразделение № 152 размещалось в недостроенном помещении.

Прибывшая комиссия выявила вопиющие нарушения в плане бытового и санитарного содержания солдат.

Температура в спальных комнатах едва превышала три градуса, бойцы неделями не мылись и не меняли белье, страдали от педикулеза и прочих заболеваний.

Интересные факты

Служба в строительных отрядах, как может показаться на первый взгляд, была вовсе не безопасной. Об этом свидетельствуют следующие факты:

  1. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Около 70 % рабочего контингента в зараженной зоне составляли именно представители стройбатов.
  2. В 1988 году подразделения направлялись в Армению для возобновления поселений после разрушительного землетрясения.
  3. Строительство административных и жилых зданий, а также формирование фортификационных сооружений в период Афганской кампании.
  4. В 1982 году подразделения стройбата находились в порту Стэнли (Фолклендские острова) для модернизации посадочной полосы. Как раз в тот период произошло вторжение британских военных, оспаривавших права на территорию с Аргентиной. Советские бойцы заминировали подходы к аэропорту, в течение трех дней удерживали объект, вооружившись трофейным оружием. Только приказ из Москвы позволил остановить локальное противостояние, солдатам пришлось сложить оружие.

Итог

Инженерные войска – это стройбат или нет? Однозначно, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Дело в том, что понятие «стройбат» официально не используется уже давно. На замену термину пришло иное наименование – «инженерные войска РФ».

Источник: https://FB.ru/article/459809/chto-takoe-stroybat-rasshifrovka-rod-voysk-i-usloviya-slujbyi

Чем служба в стройбате пугала советских призывников

Как не попасть в стройбат

«В советской армии есть самые страшные войска – стройбат, этим зверям вообще оружие не дают в руки!» – утверждал популярный некогда анекдот

«Пойдешь служить в стройбат!». Любой советский юноша призывного возраста больше всего боялся услышать эти слова. Вся доблесть стройбатовцев заключалась в бесконечном «возведении объектов». И туда было очень удобно отправить тех, кому опасно доверять оружие, то есть неблагонадежных граждан.

Сдвинь корону набок

Свое начало войска берут с момента выхода 13 февраля 1942 года постановления о формировании военно-восстановительного управления. Было необходимо заново отстроить все разрушенное на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Нарукавный знак по роду войск (службы) военных строителей и военнослужащих военно-строительных частей СССР с 1969 года и Российской Федерации до 1994 года. Источник: wikipedia.org

Не без доли юмора ВСО называли «королевскими войсками» – благодаря численности, которая доходила до 400 тысяч человек.

Для сравнения, в Советском Союзе войска ВДВ насчитывали примерно 60 тысяч солдат, пограничников было около 200 тысяч, а морских пехотинцев около 15 тысяч. Существовала также другая версия о столь «громком» названии войск.

Дело в том, что все космодромы в Союзе возводились силами стройбатов, поэтому название и связывали с главным конструктором страны Сергеем Королевым.

Для строительства и ремонта не надо выдавать оружие, это было поводом для обидных шуток. Всех, кто служил в ВСО (военно-строительный отряд – прим. ред.), называли дураками, которым нельзя доверять ничего важного, зато они отлично управляются с кирками и лопатами.

В стройбате даже стрелять не учили. По сути, войсками их назвать было сложно – парни, которые служили в ВСО, были простыми работягами, практически не отличающимися от гражданских строителей.

Богатые женихи

Но было у стройбатовцев огромное преимущество: им выплачивали зарплату – от 110 до 250 рублей в месяц, уровень зависел от специальности. Самую большую зарплату получали те, кто работал на кранах и экскаваторах.

После демобилизации стройбатовцы увозили домой до 5000 рублей, машину можно было купить. А в редких случаях со счета снималась определенная сумма денег для отправки родным. Правда, с каждого солдата взымали 30 рублей в месяц за быт: стройбатовец оплачивал проживание, питание и обмундирование. Иногда в эту сумму входила и оплата культурных мероприятий и других развлечений.

Стройбатовцы имели возможность подзаработать на стороне. У парней всегда было достаточно денег на личные расходы: соглашаясь на «покопать», «побелить», «покрасить», за один день работы можно было получить около 15 рублей. Заказы на рабочую силу поступали преимущественно от колхозников и жителей сел.

Стоит сказать, что стройбатовцы не брезговали получать за свой труд «жидкой» валютой. Деревенские часто соглашались оплатить мелкую работу литром-другим самогона и прочими горячительными напитками, Доходами, полученными на стороне, стройбатовец мог распоряжаться по своему усмотрению.

Язык мой – враг мой

Строительство инженерно-технических сооружений в Печорском крае, 1994 год. Морковкин Анатолий, Неменов Александр/Фотохроника ТАСС

Именно состав ВСО стал причиной отрицательных мнений о строительных войсках.

Конечно, главный упор делался на выпускников строительных техникумов и училищ. Призывники, которые на гражданке уже получили необходимые знания, ценились выше остальных. Как правило, и зарплата у них была больше.

Преимущество отдавали также солдатам из сел, которые имели представление, как держать лопату.

Но очень часто в строительные войска «запихивали» жителей самых дальних регионов, преимущественно с Кавказа и Азии. Этому было логическое объяснение – они практически не говорили по-русски.

Призыв на военную службу граждан без знания государственного языка создал бы серьезный барьер между солдатами, а в строительстве вопрос языка не стоял остро.

Поэтому в некоторых отрядах азиатский и кавказский контингент составлял до 90 % численности.

Отправляли в стройбат и неблагонадежных юношей: около 6-8 человек на батальон были ранее судимы. Призывников с ограниченными физическими возможностями и с проблемами со здоровьем не брали на службу в серьезные войска, но всегда ждали в стройбате. Считалось, что физические недостатки не помеха для строителя.

«Мирный труд» на благо Родины

Дедовщина и землячество были распространены в стройотрядах повсеместно.

Некоторые новобранцы, оказавшиеся в одном отряде со вчерашними уголовниками, привыкшими жить по собственным законам, а также с представителями восточных регионов, почти всегда переживали издевательства, подвергались насилию.

Процент самоубийств в стройбате был на порядок выше, чем в других войсках. К тому же жители Средней Азии устраивали рынки сбыта гашиша, поэтому многие дембеля возвращались на гражданку законченными наркоманами.

О безопасности службы в военно-строительных подразделениях говорить не приходилось. Не только в самих частях солдаты подвергались опасности.

Во-первых, никто не гарантировал от увечий и даже смертей во время работ, особенно крановщиков и экскаваторщиков.

Во-вторых, с1979 года специальные отряды отправлялись в Афганистан, где им поручали возводить временное жилье, строить аэродромы, фортификационные объекты, налаживать инфраструктуру для советских войск.

В 1986 году специальные подразделения строительных частей отправили в Чернобыль для ликвидации последствий взрыва на АЭС. Не стоит и говорить, что многие солдаты получили опасный для жизни уровень радиационного излучения. Вообще считалось, что служба в стройбате – это невыносимый каторжный труд, который калечил как психологически, так и физически.

Глазами руководства

Условия прохождения службы, неблагонадежный контингент войск, восточный менталитет солдат и многие другие отрицательные стороны ВСО не красили их не только в глазах призывников и всего гражданского населения страны. О неэффективности и даже незаконности стройбата говорило и высшее военное руководство.

Министр обороны Георгий Жуков, а также начальник Генштаба СССР Василий Соколовский еще в 1956 году указывали на то, что само существование стройбата противоречит Конституции Советского Союза. Ведь, согласно главному документу государства, несение воинской службы возможно только в составе Вооруженных Сил, а стройбат в их ряды не входил.

Кадр из сериала «Стройбатя»

При этом многие забывают о том, что военно-строительные подразделения принесли немало пользы, особенно в послевоенное время. Недаром численность войск была самой большой в Союзе, группы военных строителей работали в самых удаленных и «трудных» уголках Союза.

Каждое подразделение имело свою специфику. Одни с успехом возводили военные бункера, другие строили дома, третьи занимались инфраструктурой. Поэтому, даже учитывая непрестижность, ВСО приносили государству явную пользу.

Противоречивая история этих войск могла завершиться в 1990 году, когда Михаил Горбачев подписал Указ об их расформировании. Но это была отнюдь не последняя реформа, и процесс, судя по всему, не окончился и сегодня.

Источник: https://www.eg.ru/society/515088/

Почему Жуков хотел расформировать советский стройбат | Не Кремлёвский взгляд

Как не попасть в стройбат

Согласно докладной записке министра обороны СССР Георгия Жукова и начальника Генштаба Василия Соколовского, направленной в ЦК КПСС, ко второй половине 50-х годов в военно-строительных подразделениях Минобороны служило свыше 700 тысяч военнослужащих – больше, чем солдат и офицеров в Вооруженных силах Великобритании.

Повоевали – восстановили

Геннадий Плоткин и Александр Рубан в журнале «Сержант» пишут об истории  подразделений военных строителей. Современное название они обрели в 1964 году по специальному постановлению Совмина СССР, до этого существовал статус «рабочие военно-строительных отрядов».

Прототипы советских стройбатов действовали еще до образования СССР, в самом начале 20-х годов. Это были не только батальоны и полки, но и целые трудовые армии, которые в перерывах между боями с белогвардейцами «восстанавливали народное хозяйство страны».

В том виде, в котором они просуществовали до 90-х годов, стройбаты сформировались в 1943 году при создании Главного управления оборонного строительства Красной Армии. Уже во время Великой Отечественной войны стало ясно, что целесообразнее данные подразделения перевести на хозрасчет. Этот принцип сохранялся вплоть до расформирования военно-строительных частей Минобороны РФ в 2006 году.

«… Звери, которым даже оружия не выдают»

Стройбаты были уникальным в своем роде подразделением Минобороны СССР, где военнослужащие-срочники одновременно и служили, и работали. Стройбатовцу на личный счет начислялась зарплата, и за 2 года могла набежать значительная сумма. Некоторые уезжали на дембель в автомобилях, и такие случаи не были редкостью.

Кроме того, служба в стройбате отличалась тем, что с оружием срочники дела практически не имели. Автомат к ним в руки попадал единственный раз на принятии воинской присяги.

Главной задачей военнослужащего стройбата было вкалывать на строительных объектах – как военного, так и гражданского назначения.

Про стройбатовцев в этом смысле сложены анекдоты как про род войск, где служат «… вообще звери, которым даже оружия не выдают…» и, где «… лопата заменяет автомат…».

Дедовщина и землячества

В военно-строительных отрядах (ВСО) в массовом порядке процветали дедовщина, землячество – в стройбат часто призывали молодежь из Северного Кавказа, республик Средней Азии, и нередко эти военнослужащие вообще не знали русского языка, но стремились утвердить свои порядки, группируясь по национальному признаку.

Кроме того, в определенный период в стройбат начали призывать ранее судимых или тех, кого поставили перед фактом – либо армия, либо тюрьма.

Полукриминальная самоорганизация подобных подразделений вынудила еще в середине 50-х годов принять указ Президиума Верховного Совета СССР, который гласил: рабочие (тогда еще так) ВСО несут уголовную ответственность за преступления наравне с военнослужащими Минобороны и их будет судить военный трибунал.

Преступлений, совершенных стройбатовцами, было очень много – военнослужащие ВСО, работающие на объектах вне воинских частей, имели больше возможностей уйти в самовольную отлучку, продать украденные стройматериалы и приобрести спиртное и т.п.

К примеру, в 1958 году тогдашний министр обороны Родион Малиновский в своем приказе писал, что один рабочий ВСО при разбойном нападении зарубил топором гражданского водителя грузовика. Осужденного по приговору военного трибунала расстреляли.

Жуков хотел их убрать

Георгий Жуков, в бытность министром обороны, в своей докладной записке в ЦК КПСС в 1956 году сообщал, что наличие ВСО – ни больше ни меньше – противоречит Конституции СССР, потому что военнослужащий должен служить с оружием в руках, а не вкалывать на стройках.

В этом документе указывалось на низкую производительность труда стройбатовцев, плохое материальное и техническое обеспечение ВСО и никуда не годную дисциплину в этих частях – повальные самовольные отлучки, массовые пьянки и дебоши, которые зачастую приходилось прекращать с применением милиции.

Жуков и начальник Генштаба Соколовский ходатайствовали о расформировании ВСО.

Но в итоге «расформировали» (освободили от занимаемых должностей) их самих – Жукова сместили с поста министра обороны уже на следующий год после написания докладной записки, Соколовского – в апреле 1960-го.

Стройбаты же пережили различные военные реформы в СССР и Российской Федерации, в результате которых военно-строительные части прекратили свое существование лишь в первой половине нулевых.

Источник: https://maxpark.com/community/1003/content/6851473

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.