Как определить начальную форму существительных

Содержание

Морфологический разбор существительного

Как определить начальную форму существительных

Подробности Создано: 15 июля 2015 72549

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение – предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе.

У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата –  нет брата), у неодушевлённых – винительный и именительный (вижу книги – лежат книги).  

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом.

Группы  конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.  

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

-А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ – это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

-А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ – это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

-О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ – это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

-А, -Я – это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор – все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму – средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот – коты, чудо – чудеса, человек – люди, новое пальто – новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди – слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год – это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса – слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса – это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных – слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить – слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

План морфологического разбора существительного

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:Постоянные (П.п.):- разряд: собственное или нарицательное,одушевлённое или неодушевлённое;- род,- склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – числе,

– падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа.

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульварПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- Д.падеже.

3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветокПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – мн.числе,- Им.падеже.

3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улицаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ж.род,- 1 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- Пр.падеже.

3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

— Что с тобой, Алёша? — сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): АлёшаПостоянные (П.п.):- собственное,- одушевлённое;- м.род,- 1 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – Им.падеже.

3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву!

1. (В) Москву – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): МоскваПостоянные (П.п.):- собственное,- неодушевлённое;- ж.род,- 1 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): СибирьПостоянные (П.п.):- собственное,- неодушевлённое;- ж.род,- 3 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофеПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- несклоняемое,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): времяПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ср.род,- разносклоняемое,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и – давай о литературе.

1. Шахматы – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматыПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- нет рода,- нет склонения,- имеет только мн.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребятаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- нет рода,- нет склонения,- имеет только мн.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахарПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учительПостоянные (П.п.):- нарицательное,- одушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- И.падеже.

3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда.

1. Балда – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балдаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- одушевлённое;- общий род,- 1 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- И.падеже.

3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную.

1. (В) прачечную – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечнаяПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ж.род,- склоняется как прилагательное.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- В.падеже.

3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)”Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль “Ну, погоди” и я увидел Светулю в костюме зайца, я потерял голову.

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях.

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория, обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля, узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути, ошеломленные отъездом, сидели по своим купе, в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина.

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка…

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. – 2002. – № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. – 2002. – №3.

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/435-morfologicheskij-razbor-sushchestvitelnogo

Начальная форма существительного: примеры

Как определить начальную форму существительных

В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.

Какая начальная форма у существительного?

Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в именительный падеж единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:

В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.

Слова из предложенияНачальная форма существительного, примеры(Кто? Что?) Ед. число (один, одна, одно)
  • В ряду.
  • Символов.
  • Образов.
  • Символов.
  • Метафор.
  • Что? Один ряд.
  • Что? Один символ.
  • Что? Один образ.
  • Что? Один символ.
  • Что? Одна метафора.

Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.

Окончания -е и -и в именах существительных 1 склонения

Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда – окончание -и.

Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: “Что?” Приведём примеры:

  • жена;
  • земля;
  • листва;
  • яблоня;
  • чистота;
  • белизна;
  • беготня.

В этих словах пишутся окончания –е и –и. Выбор определяется по такой схеме:

Р. п. (кого? чего?) – И.

Д. п. (чему? кому?) – Е.

Пр. п. (о ком? о чём?) – Е.

Приведём примеры:

Начальная форма существительногоВ родительном падежеВ дательном падежеВ предложном падеже
ЗемляНе долетел до земли.Парашютист медленно приближался к земле.Перед боем каждый солдат вспоминает о родной земле.
ДушаКазалось, что в этих маленьких глазках вовсе не было никакой души.Его душе всё это мило.Время вспомнить о душе.

Практическое задание № 1

Какие буквы вы бы вставили вместо точек?

  1. Тоска по Родин… мучила его ежесекундно.
  2. В книг… можно найти любую информацию, интересующую вас на данный момент.
  3. У самой дорожк… стоит шляпка на ножк… .
  4. Рота была поднята по тревог… .
  5. Кругом на полянк… росли неизвестные мне синие цветы.
  6. В басн… Крылова «Ларчик» говорится о людях, которые не ищут лёгких путей.
  7. Этой сплетн… не верь, это завистники плетут свои козни.

Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.

Окончания -е в именах существительных 2 склонения

Начальная форма слова-существительного второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде – на согласный. Например:

  • окно;
  • село;
  • поле;
  • солнце;
  • дело;
  • стол;
  • столб;
  • товарищ;
  • карандаш.

Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:

  • Р. п. (кого? чего?) – А.
  • Д. п. (чему? кому?) – У.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) – Е.

Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:

  • Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
  • И на солнце бывают пятна.

Какие окончания пишутся в словах с пропусками?

  • В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
  • В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
  • Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
  • Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
  • Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
  • В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
  • На пропуск… была чья-то чужая фотография.

Ответ: во всех словах пишется окончание -е.

Падежные окончания существительных 3 склонения

Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на мягкий знак, это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:

  • тетрадь;
  • кровать;
  • мать;
  • дочь;
  • печь;
  • ложь;
  • блажь;
  • площадь.

Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:

  • Р. п. (кого? чего?) – И.
  • Д. п. (чему? кому?) – И.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) – И.

Приведём несколько примеров:

  • На окошках ярко алели цветы герани.
  • Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
  • Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
  • К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.

Практическое задание № 3

Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.

Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:

  1. В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
  2. Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
  3. Я прочитал в книг… о космос…
  4. У дяд… есть макет корабля.
  5. Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
  6. Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
  7. В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
  8. В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
  9. Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
  10. В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.

Слова на -ий, -ия, -ие

Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:

  • санаторий;
  • мараторий;
  • профилакторий;
  • лекция;
  • армия;
  • секция;
  • произведение;
  • сведение;
  • безобразие.

У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:

  • Полярная звезда – самая яркая в своём созвездии.
  • Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
  • У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
  • На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
  • Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
  • Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
  • Мой брат служит в армии.

Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них – окончание.

Диктант

Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.

Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .

У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .

Весь лес осенью стоит в особом очарован… .

Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы “Е и И в окончаниях существительных”. Вы видите, как это легко и просто.

Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы “Имя существительное”: начальная форма глагола, например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.

Источник: https://FB.ru/article/267498/nachalnaya-forma-suschestvitelnogo-primeryi

Число имен существительных

Как определить начальную форму существительных

Число – это грамматическая категория имен и глагола, обозначающая единичность или множественность.

Имя существительное изменяется по числам, т.е. число – это непостоянный признак существительного.

Существительные имеют два числа:

  • Единственное число – существительное в форме единственного числа обозначают один предмет (стол, мальчик, окно)
  • Множественное число – существительное в форме множественного числа обозначают два и больше предметов (столы, мальчики, окна).

При изменении числа имени существительного изменяется его форма и окончание. Окончания у существительных во множественном числа могут быть:

  • -и, -ы – крики, цветы, скатерти, шорты
  • -а, -я – крылья, цвета, озёра, поля

Показателем формы множественного числа у существительных также может быть перемещение ударения (бе́рег – берега́) и чередование согласных (друг – друзья)

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Существительные, имеющие только форму единственного числа:

  • Название какой – либо группы предметов (белье, старье, детвора, листва)
  • Название веществ (кофе, золото, лён, масло, молоко, нефть)
  • Названия качества или признака (синева, смелость, темнота, сила)
  • Название действий или состояния (чтение, беготня, косьба, стрельба)
  • Географические названия (Россия, Нил, Екатеринбург, Франция)

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

  • Названия парных предметов (ножницы, лыжи, ворота, брюки, очки)
  • Названия составных предметов (счеты, грабли, часы)
  • Названия материалов или их отходов (хлопья, опилки, сливки, духи)
  • Названия некоторых временных промежутков (будни, каникулы, сутки)
  • Названия игр (шашки, шахматы, жмурки, вышибалы)
  • Названия действий (выборы, хлопоты)
  • Названия мест (Альпы, Карпаты, Сокольники)

Число имен существительных важно знать, чтобы определить начальную форму слова. Для этого надо поставить существительное в именительный падеж единственного числа.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 108, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 105, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 156, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 158, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 133, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 226, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 227, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 240, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 69, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 83, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 29, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 47, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 59, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 129, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 35, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 39, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 214, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 168, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 169, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 172, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 175, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 11, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 176, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 1, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 6, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 103, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 91, Полякова, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 164, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/7

Подборка правил: имя существительное

Как определить начальную форму существительных

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает  ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные  — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Одушевленные и неодушевленные 

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо). 

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.),  у моря — море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде  (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —  это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть)  кто? что? 
  • Родительный падеж (нет) кого? чего? 
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями, в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных  этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед.

ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Морфологический разбор 

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение. 

 Родители и учителя ломают головы, как доступно объяснить ребенку падежи, но поначалу для юного школьника это бывает сущим мучением.Читать далее

нет комментариев

Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы).Читать далее

нет комментариев

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. ТакжеЧитать далее

нет комментариев

В данной статье описаны советы по успешному написанию школьного сочинения.Читать далее

нет комментариев

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой).Читать далее

нет комментариев

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-imeni-sushhestvitelnogo/

Как определить начальную форму глагола

Как определить начальную форму существительных

Для правильного правописания глаголов в русском языке важно уметь определять их начальную форму. 

Глагол – это часть речи, обозначающая какое-либо действие или указывающая на состояние.

Начальная (неопределенная) форма – это особый грамматический вид глагола, инфинитив, и он выделяется среди остальных частей речи. Инфинитив отвечает на глагольные вопросы что делать? что сделать?.

Название этой части речи (инфинитив) берет свое начало с латинского языка и переводится как «неопределённый». Это слово (infinitivus), а точнее его производная «инфинитив» указывает на особую глагольную форму. Ситуация схожа с существительными и их начальным видом именительного падежа, который всегда приводится в толковых словарях.

Если задать эти вопросы (что делать? что сделать?) к любой форме действия, то можно получить начальный вид, который и будет считаться неопределённым или нулевым.

Обычные глаголы можно спрягать по лицу и числу, времени, наклонению. Суть в том, что по инфинитиву нельзя определить ни время, ни число, ни любую другую грамматическую категорию взятого глагола (например, он рубит (н.в, ед.ч.), что делать? – рубить (?, ?.). Всегда неопределенный вид оканчивается на –ть, -ти или –чь.

Определение начальной формы глагола

У любого глагола, указывающего на совершения действия или на состояние, можно выделить неопределенную форму, например:

  • Плыл (что делал?) – плыть (что делать?);
  • Идешь (что делаешь?) – идти (что делать?);
  • Ударю (что сделаю?) – ударить (что сделать?);
  • Приветствую (что делаю?) – приветствовать (что делать?).

Определить начальную форму глагола не сложно, достаточно лишь задать один из указанных вопросов к слову. Также на неопределенность указывает окончание (-ть, -ти). Например:

  • Приду — прийти;
  • Пришью – пришить;
  • Бегу – бежать;
  • Читает — читать;
  • Дает – дать;
  • Пишет – писать.

Стоит отметить, некоторые из глаголов совсем не имеют (нулевое) окончания (они оканчиваются на –чь), например:

  • Бережем – беречь  (корень, нет окончания);
  • Привлекает – привлечь  (приставка, корень, нет окончания);
  • Прилег – прилечь  (приставка, корень, нет окончания);
  • Печем – печь  (корень, нулевое окончание).

Также нужно уделить особое внимание некоторым нулевым глаголам, у которых в корне слова пишется буква «Й». Например:

  • Обошел – обойти;
  • Зайдем – зайти;
  • Перешли – перейти;
  • Выйдем – выйти.

Примечательно, что инфинитив может отвечать на два вопроса. Подобное разнообразие говорит о разных лексических видах слова, которые называются совершенной и несовершенной формой. Вид говорит о соответствии действия с пределом (происходит в начале или в конце).

Например, несовершенная форма действия не ограничивается какими-либо рамками. Это постоянное действие, которое периодично повторяется (например, есть, бить, спать, гадать – что делать?).

Совершенная форма указывает на действие, которое было окончено, но сохранило итог к моменту разговора (например, проплыть, проспать, пойти – что сделать?).

Для чего нужен инфинитив в глаголах?

Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:

  • Строишь или строешь;
  • Клеит или клеет;
  • Здоровеем или здровоеим.

Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.

Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:

  • Клеить – клеил;
  • Посеять – посеял;
  • Ненавидеть – ненавидел.
  • Зависеть – зависел.

Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:

Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).

Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях.

Морфологические характеристики инфинитивной формы глаголов в русском языке

Неопределенные глаголы нужны для обозначения действия или состояние того, о чем говорится. При этом они не имеют каких-либо изменяемых характеристик, которые присущи другим частям речи и формам. Инфинитивы получили только незыблемые морфологические определения:

  • Вид.
  • Возвратность.
  • Спряжение и переходность.

Рассмотрим предложение: Они начали понемногу зажигать огни.  Выделим морфологические характеристики на примере начальной формы «зажигать».

Зажигать – отвечает на вопрос что делать?

  • Это глагол, указывающий на действие;
  • Форма инфинитив;
  • Несовершенный вид;
  • Невозвратный;
  • Непереходный;
  • Первое спряжение.

Синтаксическое назначение –  часть составного глагольного сказуемого «начали зажигать».

Рассмотрим другое предложение: В ней жила мечта освободиться из плена.

Освободиться – отвечает на вопрос что сделать?

  • Глагол, указывает на какое-либо действие;
  • Форма инфинитив;
  • Совершенный вид;
  • Непереходный;
  • Возвратный;
  • Первое спряжение.

Синтаксическое назначение – несогласованное определение.

Важно помнить, что начальная форма глагола отвечает на вопросы «что делать?  что сделать?» и может являться любым членом в предложении.

Источник: https://nach-shkola.ru/kak-opredelit-nachal-nuyu-formu-glagola.html

Как определить начальную форму существительных

Как определить начальную форму существительных

19.03.2018

Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.

Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа, класс, ночь.

Для прилагательных — ед.ч., м. р., например: синий, зимний, лисий.

Для числительных начальной формой являются:        для количественных — И.п., например: десять, сто,

        для порядковых — ед.ч., м.р., И.п., например: второй, сотый.

Для местоимений однозначный ответ дать нельзя: он зависит от разряда по значению и грамматической принадлежности местоимения к одной из трёх групп: местоимениям-существительным, местоимениям-прилагательным и местоимениям-числительным.

Для большинства местоимений-существительных это форма ед.ч., И.п., например: кто, он, что-либо.Для местоимений-прилагательных это форма ед.ч., м. р., И.п., например: всякий, мой, какой. 

Для местоимений-числительных это форма И.п., например: сколько, столько, сколько-нибудь.

Для глаголов* начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив), например: улыбаться, думать, играть.

Примечание:

Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.

Это зависит от интерпретации природы причастия.

Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить.
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед.ч., м.р., И.п., например: улыбающийся, построенный. Подробнее о природе причастия см. Как устроен наш язык. Глава 12. Морфология. Причастие

Склонение существительных

Склонение существительных в русском языке – постоянный грамматический признак, указывающий на особенности изменения (склонения) существительных по падежам и числам.

Выделяют три продуктивных типа склонения (1, 2 и 3 склонения) и четыре непродуктивных (адъективное, смешанное, разносклоняемые и несклоняемые существительные).

В школе склонения существительных изучаются в 4 классе.

Для определения склонения имен существительных необходимо рассматриваемое существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п. По окончаниям существительных в начальной форме определяется их принадлежность к одному из склонений.

К продуктивным (основным) типам склонений принадлежат три склонения существительных, к которым относятся большинство существительных русского языка:

  • I склонение – представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я.Примеры существительных 1 склонения: женщина, липа, юноша, папа, сластена, жадина.
  • II склонение – включает существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е.Примеры существительных 2 склонения: борец, пенал, уголь, море, кольцо.
  • III склонение – представлено существительными женского рода, имеющими в начальной форме нулевое окончание.Примеры существительных 3 склонения: дочь, боль, соль, рожь, печь.

К непродуктивным (неосновным) типам склонений относятся:

  • Адъективное склонение – представлено существительными, у которых начальная форма совпадает с формой И. п. единственного числа прилагательных (военный, рабочий, прихожая, гостиная, сказуемое).
  • Разносклоняемые существительные – существительные, которые при склонении имеют окончания разных продуктивных типов склонений: дитя, путь, а также все существительные на -мя (знамя, время, бремя).
  • Несклоняемые существительные – существительные, которые в любом падеже и числе употребляются в начальной форме с нулевым окончанием (кофе, какаду, пианино, пальто, портмоне).
  • Смешанное склонение – представлено существительными, обозначающими русские фамилии или названия населенных пунктов с суффиксами -ов, -ин, -ово, -ино (Чернов, Калинин, Иваново, Виноградово).

Примеры 1, 2, 3 склонений имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:

I склонениеII склонениеIII склонение
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. числоЕд. числоМн. число
И. п.Подруга,Армия,Мужчина,ЛакомкаПодруги,Армии,Мужчины,ЛакомкиАктер,Огонь,Письмо,Блюдце,ЗданиеАктеры,КарандашиПисьма,Блюдца,ЗданияПустошь,Мышь,Лошадь,НовостьМыши,Лошади,Новости
Р. п.Подруги,Армии,Мужчины,ЛакомкиПодруг,Армий,Мужчин,ЛакомокАктера,Огня,Письма,Блюдца,ЗданияАктеров,Карандашей,Писем,Блюдец,ЗданийПустоши,Мыши,Лошади,НовостиМышей,Лошадей,Новостей
Д. п.Подруге,Армии,Мужчине,ЛакомкеПодругам,Армиям,Мужчинам,ЛакомкамАктеру,Огню,Письму,Блюдцу,ЗданиюАктерам,Карандашам,Письмам,Блюдцам,ЗданиямПустоши,Мыши,Лошади,НовостиМышам,Лошадям,Новостям
В. п.Подругу,Армию,Мужчину,ЛакомкуПодруг,Армии,Мужчин,ЛакомокАктера,Огонь,Письмо,Блюдце,ЗданиеАктеров,Карандаши,Письма,Блюдца,ЗданияПустошь,Мышь,Лошадь,НовостьМышей,Лошадей,Новости
Т. п.Подругой,Армией,Мужчиной,ЛакомкойПодругами,Армиями,Мужчинами,ЛакомкамиАктером,Огнем,Письмом,Блюдцем,ЗданиемАктерами,Карандашами,Письмами,Блюдцами,ЗданиямиПустошью,МышьюЛошадью,НовостьюМышами,Лошадями,Новостями
П. п.О подруге,Об армии,О мужчине,О лакомкеО подругах,Об армиях,О мужчинах,О лакомкахОб актере,Об огне,О письме,О блюдце,О зданииОб актерах,О карандашах,О письмах,О блюдцах,О зданияхО пустоши,О мыши,О лошади,О мышиО мышах,О лошадях,О новостях

Источник: https://soveti-masterov.com/sovety/kak-opredelit-nachalnuyu-formu-sushhestvitelnyh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.