Как писать мини-сочинение

Содержание

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Как писать мини-сочинение

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: “Мама, помоги. Я не знаю, что писать”. Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: “Моя любимая книга”. Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный).

Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения “Мой путь в школу”. Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное.

Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д.

Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения “В деревне” в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — “бедная” лексика: повторы слов, “куцые” предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

СуществительныеПрилагательные (эпитеты, сравнения)ГлаголыСлова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения “Осенний лес”.

СуществительныеПрилагательные (эпитеты, сравнения)ГлаголыСлова, выражающие ваше отношение, эмоции
      3. Березки1. Осенний, грустный, яркий.2. РазноцветныеПестрый коверПохожи на монетки3. Тонкие, стройные1. Стоит, шумит2. Шуршат, трепещут на ветру.3. Стоят, покачивают головками.Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам “корявым” — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными.

Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки.

Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Как работать с критикой, статьями из интернета?

Самый распространенный вариант среди учеников — списать с критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.

Что делать? Использовать критические статьи, особенно при написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи своими словами.

То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения, “позаимствовать” какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение, эпитет. Но не переписывать!

Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути: постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» / «пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, “И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

      3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему. 

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема “Как я провел каникулы”. Тезис: “Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно” Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман “Отцы и дети”.

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, “Любовная лирика А. Пушкина”. Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви.

Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения).

После женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

Смотрите также: Как научить писать сочинения: рекомендации для учителей.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/rus/6022_kak_nauchit_pisat_sochinenie_roditelyam

Как писать мини-сочинение

Как писать мини-сочинение

06.04.2018

Найдено на просторах интернета, но ни убавить (разве что «эссе « заменить на «мини-сочинение») , ни прибавить (не смысла).

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

  1. Необязательная часть – введение.Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.
  2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»
  3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.
  4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».
  5. Заключение(1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-923745-kak-pisat-esse-po-obschestvoznaniyu-na-ege#ixzz4f9sFkolV

Советы по написанию эссе на экзамене по обществознанию

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания. Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения.

Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете.

Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-923745-kak-pisat-esse-po-obschestvoznaniyu-na-ege#ixzz4f9sQcyb3

Источник:

Как написать сочинение-миниатюру

Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра — это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.

Пример сочинения-миниатюры:

Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы

Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются.

Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах.

Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.

Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи

Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:

  • эпитеты
  • метафоры;
  • сравнения;
  • гиперболы;
  • литоты.

Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения

Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами.

Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел.

И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.

Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры

Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:

  • завязка 20%;
  • кульминация 60%;
  • концовка (развязка) 20%.

Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.

Шаг 5. Проверяем текст

Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.

Оценка статьи:

47

22

Источник:

Как правильно писать сочинение?

Прежде чем начать писать сочинение на заданную тему, прочти основные рекомендации и придерживайся их впоследствии.

Рекомендации по написанию сочинения

  • Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.
  • Вступление и заключение вместе должны составлять не более одной трети всего сочинения.
  • Чтобы работа получилась логичной, обязательно составь план на черновике по нашим рекомендациям.
  • сочинения должно освещать основной вопрос — тему работы.
  • Сочинение не должно быть простым пересказом текста.
  • Приветствуется, если ты проявляешь эрудицию и умение сопоставлять, задействуя в сочинении примеры из других произведений, из жизни. Но не переборщи, чтобы все было уместно.
  • Обязательно дели текст на абзацы.

Как правильно писать сочинение: этапы работы

Итак, тема сочинения не может быть заменена другой, близкой по смыслу. То есть, твоя задача — как можно полнее раскрыть главный вопрос работы, написать строго на заданную тему.

План сочинения на черновике

Сейчас возьми черновик и составь план работы. Мысленно преобразуй тему сочинения в вопрос. Подумай, как бы ты на него ответил — это и будет основная мысль твоей работы.

План основной части (между вступлением и заключением) раздели на несколько пунктов, которые логически будут переходить от одного к другому и постепенно отвечать на главный вопрос сочинения. Воспринимай основную часть, как логическое и последовательное доказательство твоей точки зрения по данному вопросу.

По такому плану тебе будет намного проще писать сочинение на чистовике: постепенно раскрывай каждый пункт основной части плана, так ты и получишь готовое сочинение на заданную тему.

Вступление

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо серьезно отнестись не только к основной части, но и к вступлению. Существуют различные варианты вступительной части сочинения:

  • К примеру, ты можешь применить историческое введение, то есть, начать свое сочинение с краткой характеристики эпохи, анализируя экономическую, политическую или социальную обстановку и привязывая это к теме работы.
  • Также можно начать с аналитического введения, поразмыслив над центральным понятием темы сочинения.
  • Если ты берешь биографическое введение, анализируй изменение взглядов писателя, его жизнь, вспомни об истории написания данного произведения.
  • Сравнительное введение требует упомянуть былые литературные течения и поразмыслить над тем, что нового внес автор в развитие литературы.
  • Как альтернативу, можешь использовать лирическое введение, когда будешь сопоставлять тему сочинения с личным опытом, мыслями и чувствами от прочитанного.

Источник: https://soveti-masterov.com/sovety/kak-pisat-mini-sochinenie.html

Как писать мини-сочинение по обществознанию (задание 29)

Как писать мини-сочинение

Если вы читали мой «жёсткий разбор» в прошлой статье, то вы знаете, что сегодня речь пойдет о работе над ошибками. Я расскажу, как писать и редактировать уже написанное сочинение с учетом замечаний и получить за него максимальный балл.

Шаг 1. Выбор темы

При выборе темы желательно провести анализ. Для этого подойдет алгоритм, который составлен мной еще в далеком 2009 году.*

Алгоритм из публикации автора 2009 *

Время идет вперед. Поэтому, с учетом нынешнего опыта, убеждаю ребят не зацикливаться на одном разделе.

Обычно они говорят так: «Я лучше знаю право, поэтому не буду даже пробовать писать на другие темы!» Это ошибка на ЕГЭ станет фатальной.

Если вам достанется в этом разделе высказывание, которое будет сложным настолько, что Вы не поймете его или не определите идею, то и получить заветные шесть баллов за сочинение не сможете.

Поэтому писать пробные мини-сочинения нужно по всем пяти разделам. За год с учениками пишем минимум по 5, а с добросовестными и 15-25 сочинений (т.е. по каждому разделу три или пять вариантов).

Важно ещё в 10-ом классе разобрать структуру, требования, отработать отдельные элементы сочинения.

Совершенствуем умение путём редактирования опусов выпусков прошлых лет или сочинения из Интернета (их много в открытом доступе).

Половина успеха сочинения зависит от правильного выбора темы.

Как выбрать самую простую тему из предложенных?

Совет: Внимательно прочтите темы и остановитесь на высказывании с простейшей конструкцией.

В описанном в прошлой статье случае ученица воспользовалась этим советом. Выбор сделан в пользу высказывания В.А. Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (само сочинение и его разбор вы сможете прочитать в статье “Жесткий разбор мини-сочинения по обществознанию”).

Простота темы очевидна! Если нет, то переходим к следующему шагу…

Шаг 2. Определение идеи и смысла высказывания

Для нахождения идеи и смысла высказывания выполните пять операций:

1. Сделайте перифраз (замените слова автора на термины соответствующего раздела). Но не забывайте советы экспертов:

Нужен не просто пересказ, а ОБЪЯСНЕНИЕ смысла высказывания в целом!

2. Найдите КЛЮЧЕВОЕ слово.

3. Определите какая ИДЕЯ сформулирована автором.

4. Соотнесите её с кодификатором и определите тему по которой будете припоминать понятия и теоретические положения

5. Все мысли запишите. Для этого подготовьте рабочий лист (см. пример ниже).

Фото с работы ученика сделано автором

КЛЮЧЕВОЕ слово – «семья». «Первичная среда» – указывает на институт, который осуществляет первичную социализацию и подразумевает её агентов (родителей, старших членов семьи, братьев и сестер), которые и должны помочь ребенку познать нравственные нормы и научиться «творить добро», т.е. стать личностью.

Теперь высказывание В.А. Сухомлинского сформулируем на основе описанных выше аспектов. Получаем смысл высказывания:

Семья – это социальный институт, который осуществляет через своих агентов (родителей, старших родственников, братьев и сестер) первичную социализацию человека посредством воспитания и контроля с целью сформировать личность способную к социально значимым поступкам.Становится понятным, что далее следует определение выбранного ключевого слова. Для его составления вспомним правило ЕГЭ для задания 25. Т.е. четко, полно и ясно раскрыть родовую принадлежность СЕМЬИ и указать её видовые отличия.

Пытаемся составить определение на основе экзаменационных требований. В сочинении это будет выглядеть примерно так:

В социологии семья рассматривается с двух позиций. С одной стороны, как малая социальная группа, т.е. общность, которая складывается на основе брака или быта, взаимопомощи и взаимной моральной ответственности супругов за здоровье и воспитание детей. С другой стороны, семья – это исторически сложившаяся устойчивая форма взаимоотношений, состоящих из социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Осталось определить основную идею высказывания. В разбираемом примере ученица определила идею правильно, но использовала слово “проблема”. Исправляем предложение заменяем слова:

Автор высказывания затрагивает идею социализации человека в семье.

Двигаемся дальше…

Теперь у нас есть все необходимое, чтобы написать первый абзац сочинения. Но не стоит торопиться… Проведем для начала полную подготовку исходного материала. Это избавит нас он мучительной работы по переписыванию и редактированию сочинения. На экзамене на это времени нет, так как на сочинение определено по спецификатору 45 минут.

Шаг 3. Подготовка к написанию сочинения

Для этого я советую создать облако тэгов.*

**Облако тэгов сгенерировано на сайте – облакослов.рф

В домашних условиях, на занятиях с репетитором и даже на уроке – это просто и интересно. На экзамене выписать на листке понятия и термины, которые связаны с данной темой, точнее сказать темами. Так как для выбранного сочинения в разделе 29. 3.

Социология и социальная психология, что по кодификатору соответствует разделу «Социальные отношения» нам подходят под данное высказывание сразу две темы под номером 3.10 «Семья и брак» и 3.13 «Социализация индивида».

Вы выбираете те понятия и термины, что вспомните из этих тем! Запишите их.

Далее из этого перечня вычеркните избыточные для раскрытия идеи автора (учитывая контекст высказывания) понятия. И на основании оставшихся слов приступаем к припоминанию теории, которая ляжет в основу тезисов и аргументов.

Следует отдельно напомнить, что в ЕГЭ по обществознанию нигде не написано количество понятий, терминов и их определений, которые должен использовать ученик в своем сочинении.

Этот перечень Вы определяете сами в контексте своих мыслей и логики изложения.

Предлагаю оставить термины и понятия: семья (малая социальная группа и социальный институт), социализация (этапы: адаптация, индивидуализация и интеграция), агенты первичной социализации (родители, отец, мать и пр.

), воспитательная функция семьи (как малой группы – формирование семейных ценностей и установок, которые передаются от старших членов семьи младшим; как социального института – усвоение совокупных норм и образцов поведения в обществе).

Возможно следует добавить мысли о социально значимых взрослых (т.к. первичные агенты – это не только родители, но учителя, друзья и вообще близкое окружение). Подумайте о семье как социальном институте, который осуществляет моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

Кроме того, можно говорить об ответственности и обязательствах между родителями и детьми (например, административная ответственность за проступки несовершеннолетних детей).

С другой стороны, семья (как малая социальная группа) поддерживает правовые и моральные санкции за поведение, нарушающее принятые в обществе нормы во взаимоотношениях между членами семьи.

Определившись с теорией, формулируем тезисы и аргументы. Лучше записать, обдумать как их соотнести с примерами. Если оставляем примеры из сочинения, то теорию подбираем под них.

Шаг 4. Написать сочинение

Если к данной работе Вы приступили впервые, то начинать следует с усвоения структуры работы.

Сочинение по обществознанию состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Алгоритм из публикации автора 2009 *

Но у мини-сочинения по обществознанию своя специфика. Внимательно читаем формулировку к заданию и выпишите для себя на листок то, что от Вас требуется.

В результате складывается короткая цепочка, которую легко запомнить.

Шаблон составлен автором на основе требований ЕГЭ

Я для своих учеников объясняю иначе и даю более сложную конструкцию:

Шаблон используется автором в практической работе Вы можете выбрать тот шаблон, который вам более понятен и использовать его для написания мини-сочинения.

Так как сочинение уже написано, то мы приступаем к работе над ошибками. Часть исходного текста представлена ниже:

Фото сделано автором с работы ученика

Почему я люблю работать с электронными вариантами сочинений?

Легко редактировать (писать замечания, исправлять текст, работать индивидуально или группой над одним текстом удаленно и пр.). Экономия времени важна как для учителя, так и для выпускников. Поэтому текст, написанный на тренировочном экзамене от руки, переведён в электронный формат.

Фрагмент сочинения: Организация работы над ошибками

Если работаю индивидуально с выпускником то замечания в первичной редакции делаю на полях. Теперь ученик видит что нужно исправлять и корректирует свою работу.

Готовые тезисы и аргументы пока публиковать не буду, так как работа над ошибками ученицей ещё не завершена. Поэтому предлагаю Вам представить, как будет выглядеть сочинение после редактирования.

Если мою статью читают пытливые школьники, то для Вас лайфхак.

Совет:

Возьмите и скопируйте материал из двух статей, выделенный курсивом. Распечатайте и нарежьте на куски по смысловым частям сочинения. Склейте эти куски согласно указанной выше логике. Перечитайте сочинение и добавьте соединительные предложения между частями. Сделайте мини-выводы после каждого абзаца. Затем сформулируйте заключительный вывод из двух-трех предложений.

Вуаля! Сочинение готово!

Если понравилась статья

– подписывайтесь на канал

– задавайте вопросы

– пишите комментарии

Примечание:

В статье использованы материалы:

*Обществознание: приемы и способы решения тестовых заданий ЕГЭ: методические рекомендации для старшеклассников и абитуриентов / Составитель С.В. Романович. – Орск : Издательство ОГТИ, 2009.

В статье использованы иллюстрации:

Примеры заданий и критерии оценки взяты из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года. – см. по ссылке:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Фотографии автора:

– фрагменты сочинения ученицы

– фрагмент рабочего листа из работы над ошибками

** Облако тэговсгенерировано на сайте

– см. по ссылке: облакослов.рф/oblako http:// xn--80abe5adcqeb2a.xn--p1ai/oblako/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_636833068373999442

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3c0e02a3352000adce00c7/5c4973ed274d4800af6a6a6d

Как написать эссе: на какую из предложенных тем писать сочинение по обществознанию или английскому, как правильно это сделать и примеры

Как писать мини-сочинение

В жизни современного человека нередко возникают ситуации, когда необходимо написать эссе. Бояться этого не стоит. Главное – не просто раскрыть тему, но и сделать это интересно, стараясь с первого предложения захватить внимание читателя.

Эссе – это жанр литературной прозы небольших объемов и свободной композиции. В сочинении такого типа передается индивидуальное впечатление или мнение автора, касающееся определенной темы.

Энциклопедия литературоведческих терминов

Термин происходит от французского essai – «очерк, проба, попытка», которое восходит к латинскому exagium – «взвешивание».

Более полное представление о том, что такое эссе, помогут составить академические определения.

Виды

В зависимости от содержания, формы и стиля изложения теоретики литературоведения выделяют различные виды эссе:

  • художественные, исторические, духовно-религиозные;
  • рассказы, письма, дневники, рецензии, заметки, миниатюры;
  • описательные, повествовательные, критические, аналитические;
  • субъективные, объективные.

Границы эссе как жанра условны, поэтому для раскрытия темы автор может использовать свободный стиль изложения, делясь впечатлениями и суждениями касательно конкретного явления, предмета или глобальных тенденций, масштабных событий.

Характерные признаки жанра

От других видов сочинений эссе отличают специфичные признаки:

  • Острая злободневность темы. Затронутые вопросы должны быть актуальными здесь и сейчас.
  • Субъективность суждений. В сочинении через отношение к проблеме и индивидуализированные оценки должна быть отчетливо выражена личность автора.
  • Движение в повествовании от частного к общему. Часто роль точки отсчета играет цитата, которая может выноситься в эпиграф. От единичного случая автор постепенно переходит к обобщающим аналитическим или философским рассуждениям о поставленной в начале эссе проблеме. В силу отсутствия стандартов написания композиция может быть и обратной – от глобальных выводов к подтверждению их в финале притчей, пословицей, мудрой цитатой классика, неоспоримым фактом.
  • Небольшой объем. Каких-либо жестких границ не существует, однако обычно эссе занимают от двух до десяти страниц печатного текста.
  • Конкретика. В рамках эссе рассматривается только один вопрос – множества тем или идей не может быть.
  • Свободная композиция. Такой вид сочинения не терпит никаких формальных рамок. Часто изложение ведется алогично, подчиняясь случайным ассоциациям, смысловые связи продумываются автором самостоятельно.
  • Склонность к парадоксам. Одна из задач жанра эссе – удивить, поразить читателя. Нередко отправной точкой для размышлений становится яркое, колкое высказывание или полемичное определение, задающее тон дальнейшему изложению.
  • Непринужденность повествования. В тексте не должно быть непонятных терминов и излишне сложных конструкций. Автору необходимо постараться завоевать доверие и симпатию читателя, завлечь простыми и емкими фразами и предложениями.
  • Диалогичность. Разговор с читателем не подразумевает оформления эссе в виде реплик, как это делается в пьесе. Для достижения эффекта полемической беседы часто используются риторические вопросы, требующие мысленного ответа, не всегда совпадающего с тем, который предлагает автор.
  • Смысловое единство. Несмотря на композиционную свободу, ключевые тезисы и аргументы должны быть согласованы и не противоречить суждениям, выражающим личную позицию автора.

Несмотря на непринужденность повествования, язык эссе должен восприниматься серьезно. Следует избегать использования сленга, просторечно-сниженных выражений, сокращений.

Как правильно писать эссе

Главное условие написания хорошего эссе – свободное владение темой. Ведь автору придется выражать собственную точку зрения, рассуждать, делать выводы.

Чтобы логически структурировать работу, первым делом необходимо продумать план эссе. Обычно он состоит из отдельных кратких тезисов по заданной теме, которые по мере раскрытия должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Единственное формальное требование, которого придется придерживаться при написании эссе, – наличие заголовка.

Отдаваясь творчеству, не стоит забывать, что задача автора заключается в том, чтобы убедить аудиторию в правомерности предлагаемой точки зрения, поэтому аргументация должна быть максимально веской и наглядной.

Структура

Как отмечалось выше, эссе не имеет четкой структуры, однако его схема обычно включает:

  1. Вступление. Эта часть должна задать эмоциональный настрой, подвести читателя к рассматриваемому вопросу, заинтересовать, побудив его дочитать текст до конца.
  2. Основную часть. На этом этапе автор выдвигает тезисы, находит им обоснования, тем самым доказывая собственную точку зрения.
  3. Заключение. Подытоживая сказанное в основной части, автор делает общий вывод.

Если цель вступления – заинтересовать читателя, то заключение должно придать целостность общей картине, побудить к размышлению или, наоборот, не оставить сомнений в правомерности или жизнеспособности высказанных автором идей.

Главное в эссе – это наличие ярко обозначенного авторского «я» в размышлениях на заданную тему, присутствие четко выраженного отношения к волнующему вопросу.

Конкретная смысловая наполненность произведения этого жанра полностью определяется его видом.

Так, если предмет рассуждения касается истории, то в основу сочинения может быть положено глобальное осмысление последствий революций и войн или оценка отдельных значимых событий с точки зрения автора.

Эссе по философии может посвящаться сравнению нескольких концептуальных школ, по литературе – критике с нестандартных позиций хорошо известного романа классика или вызвавшего общественный резонанс произведения современного автора т. п.

Разница между философскими трактатами и эссеистикой состоит в том, что в первых главное – поиск объективной истины путем логического познания, в произведениях второго жанра центральное место занимает субъективное мнение, которое не претендует на статус непреложной догмы.

Чтобы получить высокий балл за эссе по иностранному языку, следует уделить внимание не только грамматике, но и постараться использовать достаточное количество вводных конструкций, устойчивых словосочетаний, фразеологизмов и поговорок, чтобы не только оригинально раскрыть тему, но и продемонстрировать глубокое знание предмета.

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

К1 – главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.

Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности;
  • единству;
  • взаимосвязи;
  • отношению;
  • противоречивости.

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:

  • Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов – это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…
  • Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).
  • В общем, при написании эссе на экзамене главное – не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.

Пример эссе

К ярким современным образцам жанра можно отнести посты в интернет-блогах. Качественные журналистские материалы написаны именно в манере письма, свойственной эссеистике. Это персонифицированная публицистика, когда автор уже не просто безликий источник информации, а рассказчик, интерпретирующий факты или события и вызывающий у аудитории интерес к своей персоне.

Эти шаблоны послужат примерным ориентиром для выработки собственного алгоритма написания очерков на любые темы.

Правила написания эссе весьма условны, что дает автору возможность в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, умение письменно излагать идеи и убедительно аргументировать собственную точку зрения. Всё это чрезвычайно ценится не только преподавателями любого языка или литературы, но и работодателями – неслучайно кандидатов на ответственные должности просят написать эссе перед собеседованием.

Источник:

Как написать эссе?

Вы узнаете, что такое эссе и каковы его особенности. Расскажу, как пишется материал в таком жанре и каких форматов бывает. Также не обойдемся и без примеров. Разберем как хорошие, так и плохие образцы.

Что такое эссе

Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме.

Основоположником данного жанра считается Мишель Монтень. Его книга «Опыты» как раз состоит из эссе на самые разные темы. Например, о чести, совести, деньгах, морали и так далее.

Эссе — это также художественно-публицистический жанр, который находит широкое применение в современном мире, печати и литературе.

Вместо фактов на передний план выходит оригинальность мышления автора. Вам теперь не нужно бегать по интернету в поисках темы и информационного повода. Здесь повод тоже присутствует. Но это скорее просто мысль, какая-то тема, за которую вы ухватились и решили порассуждать.

Тут вы показываете свой интеллект и эмоции. Это вариант показать свой слог, потому как вы не ограничены конкретным стилем. Можно использовать любые выражения и все краски языка. Тут нет никаких рамок!

Это прекрасная форма чтобы показать свой интеллект и начитанность. Это один из идеальных форматов для блога. Если посмотреть на блоги и сайты, то чаще всего они состоят из статей и эссе.

Форма и виды эссе

Существуют определенные виды эссе и ее формы. Вот небольшая классификация данного жанра.

Основные типы:

  • Субъективное (личностное) — раскрывается определенная сторона личности автора
  • Объективное — относится к какой-то идее или предмету описания. Например, какой-то специалист пишет материал на определенную тему.

По содержанию:

  • Духовно-религиозное
  • Философское
  • Художественное-публицистическое
  • Литературно-критическое
  • Художественное
  • Историческое и прочее

По литературной форме:

  • Письмо
  • Рецензия
  • Страничка из дневника
  • Лирическая миниатюра
  • Заметки и прочее

Еще бывает:

  • Аналитическое
  • Описательное
  • Критическое
  • Повествовательное
  • Рефлексивное и так далее

Как писать эссе

Теперь поговорим о том, как писать эссе правильно и интересно. Для начала, давайте рассмотрим критерии данного жанра:

  • Небольшой объем и конкретная тема
  • Личностный подход к раскрытию, субъективность
  • Свободная композиция: впечатления, воспоминания, ассоциации
  • Свободное использование лексического состава языка
  • Атмосфера доверия, беседа
  • «Я в мире» и «мир во мне»

Источник: https://pedcollege2.ru/drugoe/rekomendatsii-o-tom-kak-napisat-esse.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.