Как побороть волнение перед выступлением

Содержание

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Как побороть волнение перед выступлением

Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.

Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).

Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в оптимальное концертное состояние – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления.

В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры, к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).

Физическая активность для общего тонуса артиста

В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.

Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.

Как побороть волнение перед выступлением?

Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене.

Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!

Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии

Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть.

Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения).

Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.

Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!

Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.

Упражнение 2. Ролевая подготовка

При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!

Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя.

Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения.

Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.

https://www.youtube.com/watch?v=i3H41cuBHQA

Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи, внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).

Мастера сцены советуют…

Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться.

Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения.

С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив!

Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера».

Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие.

Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).

Что делать непосредственно перед выходом на сцену?

Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться: расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку. До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).

Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.

), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь.

Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам!

У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.

Автор – Алёна Лескова

Источник: https://music-education.ru/optimal-noe-kontsertnoe-sostoyanie-ili-kak-poborot-volnenie-pered-vy-stupleniem-na-stsene/

Страх публичных выступлений: методы и советы борьбы с волнением

Как побороть волнение перед выступлением

Публичное выступление практически у каждого человека вызывает волнение. С этим состоянием некоторые учатся бороться, вырабатывают способность контролировать свое физическое и эмоциональное самочувствие, а другие, все делают для того, чтобы исключить выступления в общественных местах.

Почему появляется волнение

Психологи предполагают, что волнение появляется на уровне инстинктов, которые еще дополняются индивидуальными, личностными особенностями человека. Ощущать различную степень беспокойство относится к нормальным проявлениям, при условии отсутствия панических атак, неадекватного поведения, а также ухудшения физического самочувствия.

Волнение характерно для каждого человека, только его проявление и первопричины могут быть разными. Справляться с этим неприятным состоянием способно большинство людей, а у кого не получается, нужно пересмотреть тактику, используемую для успокоения.

Как справится с волнением и страхом

Чтобы не волноваться при публичных выступлениях, первоначально нужно определить, какие именно моменты вызывают беспокойство и страх. Если их выявить, «посмотреть в глаза», принять меры по их устранению, то публичные выступления уже не будут вызывать сильного волнения.

Дискомфорт, возникающий перед и вовремя выступления, возникает в связи с недостаточной подготовленностью или из-за неуверенности в себе, приобретенных личностных комплексов. Оба эти фактора можно исправить, главное, сделать это правильно и своевременно.

Как подготовиться к выступлению

Часто волнение бывает связано с недостаточной подготовленностью выступающего, и понимая это, человек начинает сильно волноваться. Такие ситуации возникают не только из-за безответственности, нехватки времени, но и в связи с тем, что некоторые просто не знают, как правильно организовать подготовительный процесс.

Если рассматривать основные рекомендации относительно структуры и качества представления, изложения материала, то выделяют следующие:

  • Предварительно составляется план, который помогает не сбиться с мысли, не упустить отдельный темы. В зависимости от типа выступления меняется и характер плана, но как для научной лекции, так и для творческого встречи должен быть выделен порядок подаваемой информации, предполагаемых действий. Имеющейся план не исключает импровизаций.
  • Применение вспомогательных средств для наглядного понимания информации, что активно практикуется при различных лекциях, тренингаг. Это магнитные доски, экраны и другие устройства. Для выступающего такие приемы помогают придерживаться плану и одновременно снижать эмоциональную нагрузку.
  • Предположить возможные вопросы. Сделать это можно самостоятельно на основе излагаемого материала или воспользоваться помощью коллег, родственников.
  • Постановка речи. Темп речи, а также ое акцентирование внимания, поможет качественней донести информацию, отвлечься от волнения.
  • Важно наладить контакт с аудиторией, который поддерживается, в том числе взглядом. Именно поэтому важно не только изложить информацию, но и сделать это взаимодействуя с аудиторией. Владеть материалом нужно до такой степени, чтобы отвлекаясь, например, от текста и посмотрев на слушателей, не сбиться. Подобные действия можно отрепетировать перед зеркалом, близкими ил коллегами.

Знание материала для доклада, презентации или четко отрепетированное творческое выступление может пойти не по плану, если человек не способен справляться с волнением на уровне психологического состояния.

Меньше волноваться будет человек, которого устраивает свой внешний вид, но не нужно забывать и о дресс-коде. Вызывающая одежда, если это не предполагает мероприятие, будет акцентировать внимание, взгляды. Это может привести к непонимающим взглядам, к отсутствию контакта и возможно к последующему волнению выступающего.

Как не волноваться

Существуют специальные приемы, чтобы нормализовать психологическое состояние, от которого напрямую зависит, как пройдет выступление. Насколько они помогут, зависит от самого человека, который должен провести определенную работу над собой.

Научиться контролировать эмоциональное состояние помогут следующие приемы:

  1. Волнение является естественным состоянием. Оно может способствовать умственной деятельности, синтезируются особые гормоны, стимулируется кровообращение. Абсолютно не чувствовать никакого волнения получается не у многих, вернее такое состояния назвать умением контролировать свои эмоции, страх.
  2. Предстоящее выступление нужно воспринимать не как вынужденную обузу, а настроить себя, что это событие, которое положительно повлияет на будущее, найти плюсы происходящего. Некоторым помогает собственная мотивация, когда человек сам выделяет определенные положительные моменты от успешного проведения мероприятия.
  3. Нужно ставить адекватную оценку своих действий. Если в процессе выступления будут допущены ошибки, недочеты, то это не приведет к полному провалу, а некоторые возможно этого вообще и не заметят.
  4. Визуальное представление. По мнению психологов, составление позитивного сценария, представление своего выступления в своем воображении только с положительной стороны, помогает побороть беспокойство.
  5. Не прогнозировать мнение аудитории. Не нужно настраиваться на то, что публика или слушатели будут критично относиться к выступлению, лично к человеку. Большинство того, на что концентрирует внимание сам оратор, для других остается незаметным.
  6. Не основываться на прошлом неудачном опыте. Многие страхи идут с детства, юношества, когда взрослые, сверстники или другие люди некорректно отзывались о проведенном публичном мероприятии, иронизировали. Уже взрослый человек должен осознать, что это было в прошлом и на сегодняшний день есть множество современных методик, помогающих справится с комплексами, стать более уверенным в себе.

Вышеперечисленные рекомендации помогут настроиться позитивно психологически на предстоящее выступление. Нужно понимать, что беспокойство в основном связано со страхом, что публика осудит, обсмеет. Достаточно перебороть это ощущение и волнение будет настолько минимальным, что не повлияет на качество выступления.

Как бороться с волнением непосредственно перед выступлением

Если до предстоящего мероприятия остаются считаные минуты, то нарастает чувство дискомфорта и беспокойства, то помогут легкие физические упражнения.

Есть специальная мимическая гимнастика, предназначенная для расслабления мышц лица и в целом для отвлечения от предстоящего ответственного момента. Самым простым способом переключить внимание, поднять позитивный настрой это посмеяться.

Со стороны это может показаться странно, особенно если действие происходит в одиночестве, но этот прием считается одним из эффективных для успокоения, разминки мышц перед длительной речевой нагрузкой.

Если позволяют условия, то можно минут 5-10 пройтись, слегка приподнимать ноги. Хорошо помогают снизить напряжение повороты, круговые движения шей. Важно их делать аккуратно, исключить резкие движения. Разминать пальцы, поворачивать кисти рук также поможет снизить дискомфорт.

Дыхательная гимнастика помогает в различных ситуациях, даже курение, которое предположительно успокаивает, приносит снижение возбуждения именно из-за особенностей вдыхания и выдыхания. Существуют специальные техники, которым можно обучиться, но даже несколько глубоких вдохов и резких выдохов, уже помогут немного уравновесить свое эмоциональное состояние.

Попробовать можно и прием встряхивания рук с визуализацией волнения. Нужно вообразить, что дискомфорт и страх собирается в руках, а встряхнув руки, все это уходит. Хорошо отвлекает пение, стихи, скороговорки, прослушивание любимой музыки, главное – не культивировать чувство беспокойства, постараться немного абстрагироваться.

Что делать с приступом волнения непосредственно на выступлении

Если приступы сильного волнения наступают непосредственно в период выступления, то нужно незамедлительно принимать меры по нормализации состояния. Обычно это происходит при ошибке, оговорке, неловкой ситуации, но вполне вероятно, что дискомфорт возникнет непроизвольно. В случае наступления таких обстоятельств недопустимо срывать процесс, мероприятие должно подойти к логическому концу.

Прийти в себя поможет некое отвлечение, например, можно пройтись, поменять положение, попить воды, специально уронить ручку и поднять ее. Некоторым помогает ритмичное сжатие, расслабление пальцев ног. Нажатие на мочку уха также приводит в чувства, позволяет прервать нервозность. Если позволяют обстоятельства, то можно сделать глубокий вдох, досчитать до 4 и резко выдохнуть.

Важное правило при возникшем сильном волнении во время выступления – не терять самообладания, не концентрироваться на своем состоянии, а продолжать свою работу. В помощь план, который поможет не потерять мысль, а также вышеперечисленные рекомендации, приемы.

Страх публичного выступления психология. Как не волноваться перед публичным выступлением.

Если предстоит важное публичное выступление или дальнейшая деятельность будет связана именно с нахождением перед публикой, но готовность к этому мероприятию абсолютно отсутствует, то можно обратиться к специалистам.

Это могут быть обучающие тренинги, курсы, работа с психологом, если имеют место комплексы, фобии, а также полезными будут статьи о саморазвитии.

Источник: https://motivacii-net.ru/strah-publichnyh-vystuplenij-metody-i-sovety-borby-s-volneniem/

12 приемов, которые помогут убрать волнение перед выступлением на публике

Как побороть волнение перед выступлением

«Как перестать бояться публичных выступлений?» — вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе.

И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Почему мы боимся публичных выступлений

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел.

Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене.

Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь — ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Вы можете убедить себя в том, что публичные выступления полезны, и ваша фобия частично отступит, но страх никуда не денется. Не нужно с ним бороться, он должен быть, чтобы публика получила от вас отдачу.

Другой вопрос, что страх нужно контролировать и знать верные пути его преодоления. Ведь если вы будете сильно нервничать, то это испортит доклад.

Рассмотрим советы, которые помогут вам управлять своей боязнью к выступлениям:

  • Уделите должное время подготовке к выступлению. Вы должны понимать, что говорите, т. е. ни в коем случае не доводите знание текста до автоматизма, поскольку автоматически в случае стресса вы его забудете. Досконально изучите тему выступления, проникнитесь сутью для более глубокого понимания. Помимо того, что говорить, вы должны четко знать, как это говорить. И не нужно думать, что этот аспект никто не прорабатывает. Наоборот, чем больше, человеку приходится выступать на публике, тем больше он понимает насколько важно прорепетировать каждый шаг, чтобы чувствовать уверенность на сцене. Условное правило: 1 минута выступления равна часу работы.
  • Бесстрашная публичная речь должна идти в умеренном темпе, чтобы дыхание оставалось ровным. Если будете тараторить, зрители подумают, что вы не заинтересованы темой, и хотите, как можно скорее избавиться от дискомфортного выступления. Согласные и гласные звуки произносите четко, без проглатывания. Важно избавить речь от слов паразитов, особенно тех, которые проскальзывают в паузы. Оставьте паузы как будто так и было задумано, иначе создастся впечатление, что вы что-то забыли.
  • Вы должны заранее знать перед какой аудиторией выступаете. Какая информация их заинтересует, что они ожидают от этого выступления – учитывайте это при подготовке, чтобы зрители были вовлечены в процесс. Любую тему можно осветить с разных сторон, и вам нужно выбрать именно ту, которая будет актуальна для аудитории. Заранее попросите у организаторов мероприятия списки гостей, изучите в каких сферах деятельности они работают, свяжите свою тему с их работой, сформируйте основные тезисы выступления.
  • Для создания комфортной атмосферы для себя и для аудитории, задайте перед началом выступления диалог. Поговорите с присутствующими на отвлеченные темы. Почувствовав, что контакт установлен, вы можете плавно переходить к презентации информации. Так вы перестанете волноваться, и зрители будут чувствовать себя раскованно.
  • Поменяйте менталитет и задайте себе вопрос: «Для чего я сейчас стою на сцене?». Когда внимание обращено на себя т. е. думаете о том, как выглядите, как звучит ваш голос и т. д., вы начинаете волноваться. Если ловите себя на таких мыслях, то подумаете, вы здесь чтобы показать себя или же, чтобы преподнести полезную для аудитории информацию? Такая установка поможет справиться с беспочвенной фобией.

Как успокоиться и держаться уверенным во время выступления

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/performance/kak-ne-volnovatsya-pered-vystupleniem.html

11 способов успокоиться перед публичным выступлением

Как побороть волнение перед выступлением

Люди в зале не видят, как вы себя чувствуете, он видят только как вы выглядите и ведете себя.

Первое публичное выступление у Дарлин Прайс состоялось, когда ей было 15 лет. Она рассказывала о книге «Большие надежды» (Чарльза Диккенса) в 10 классе на уроке по английскому языку, который вела миссис Уивер.

Она сильно нервничала и чувствовала, как дрожат ее руки, бьется сердце, трясутся коленки, вспотели ладони. Она стояла перед классом, и стоило ей посмотреть на своих одноклассников (33 человека), она замерла.

Время шло, слышались хихиканья. Миссис Уивер попросила 15-летнюю Прайс начинать выступление. Как только ее глаза встретились с глазами слушателей, все проявления нервозности исчезли, но не потому, что она стала спокойной, а потому что ослабела.

Через три десятка лет Прайс, автор и коуч по коммуникациям, автор книги «Хорошо сказано», президент компании «Well Said» (ведущая компания по обучению навыкам публичных коммуникаций), вспоминает, что едва могла стоять, когда тогда выступала».

Прайс говорит, что этот опыт в школе помог ей осознать, что для хорошего выступления не нужно избавляться от нервного напряжения, эмоций. Нужно управлять ими, чтобы эффективно общаться с аудиторией. Она также поняла, что то, что она осознала в десятом классе не является чем-то особенным.

Фактически, исследования показывают, что страх публичных выступлений стоит в топе списка человеческих страхов. «Процентное соотношение варьируется в разных исследованиях, но справедливо сказать, что большинство из нас нервничают перед публичным выступлением», — объясняет она.

«Как спикеры, мы часто боимся, что потерпим неудачу, растеряемся, нас буду критиковать, осуждать, сравнивать или отвергнут».

Физически мы нервничаем, беспокоимся, могут появиться такие симптомы: учащенное сердцебиение, тошнота, дрожащий голос, заикание, головная боль, головокружение, одышка, во рту пересыхает, начинаешь краснеть, коленки дрожат или можно даже упасть в обморок.

Но кроме угрожающего списка симптомов есть и хорошие новости. От того, что нервничаешь, не возникает негативных последствий. «Трюк состоит в том, чтобы не показывать эти проявления».

Слушатели не видят, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядите и ведете себя. Поэтому стоит научиться выглядеть и вести себя спокойно, уверенно и невозмутимо.

Это именно то, что люди воспринимают и во что верят.

Подготовьтесь

«Изучите тему своего выступления заранее, тщательно подготовьте свою речь. Вы должны хорошо знать тему своей презентации», — советует Прайс. «Запомните правило шести «П»: тщательный Процесс Подготовки и Практика Предопределяют Превосходное Публичное выступление», — говорит она. «Прокрастинация приводит только к еще большему беспокойству».

Изучите место своего выступления

«Не ждите, пока выйдете на сцену. Может так оказаться, что баннер закрывает половину аудитории от вас или с техникой возникнут проблемы.

Или вдруг выяснится, что во время вашего выступления будут сервировать ужин», — говорит коуч по публичным выступлениям Иан Канлифф.

Изучите место своего выступления заранее, проверьте расписание и график выступлений, проверьте оборудование до начала мероприятия.

Практикуйтесь

Нет лучшего пути успокоить себя и быть уверенным в успешном выступлении, чем прорепитировать презентацию вслух, со слушателями, если возможно. «В идеале запишите эту репетицию и просмотрите», — говорит Прайс.

Визуализируйте свой успех

«Спортивные псхилоги доказали, что способности атлетов визуализировать свой успех повышают шансы на победу», — говорит Прайс. – «Перед вашим следующим выступлением прокрутите его мысленно. Представьте, как вы говорите с уверенностью, как слушатели позитивно реагируют».

Изучите своих слушателей

Соберите справки заранее, чтобы узнать, что люди надеятся услышать от вас, — говорит Канлифф. – «Стоит приехать пораньше и поговорить с несколькими участниками мероприятия об их ожиданиях. Таким образом, у вас будет инсайдерская информация и дружелюбные лица в аудитории, вы сможете фокусироваться на них во время своего выступления».

Прайс соглашается: «Разговор помогает успокоиться, создать связь с аудиторией, выступать для людей, а не просто на людях».

Практикуйте позитивное мышление

Замените негативные мысли аффирмациями. Не зря это слово происходит от латинского affirmare – «сделать устойчивым, укрепить», — говорит Прайс. – «Скажите себе: «Я энергичный спикер», «я полный энтузиазма и обаятельный», «Я подготовлен и уверен в себе».

Как однажды сказал Генри Форд: «Если вы думаете, что можете, или вы думаете, что не можете – вы правы в обоих случаях».

Делайте разминку и глубоко подышите выступлением

Найдите заранее место, где бы вы могли размяться или присесть пару раз. Или пройдитесь бодрым шагом по залу. «Это избавит тело от чрезмерного напряжения», – объясняет Прайс. – «В дополнение сделайте несколько глубоких вдохов. Вдыхайте медленно через нос, считая до трех, выдыхайте медленно через рот на четыре счета. Глубокое дыхание наполняет мозг кислородом».

Три правды о публике: помните об этом

Первая:
Они верят, что вы эксперт, поэтому не говорите им, что это не так.

Вторая:
Они хотят следовать за вами, значит, они на вашей стороне.

Третья:
Они не знают, когда вы делаете ошибку, поэтому не говорите им об этом.

Выучите начало речи

В начале выступления часто происходит выброс адреналина. Заучите первые несколько первых предложений вступительной речи, чтобы во время выступления не думать об этом. «Это даст вам возможность начать уверенно и произвести соответсвующее впечатление вместо нервозности», — говорит Прайс.

Улыбайтесь

При искренней улыбке в мозг выделяются вещества, которые успокаивают нервы и создают ощущение, что все хорошо. Плюс это показывает публике, что вы рады их видеть и полны энтузиазма.

Удостоверьтесь, что вы не выглядите нервным

Спикеры, которые просматривают видеозапись своих выступлений, почти всегда говорят: «Надо же, я не выгляжу нервным, хотя ощущал себя именно так». «Помните, публика не видит, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядете и ведете себя», — говорит Прайс.

Когда как спикер вы спокойно и уверенно выступаете (или хотя бы делаете вид, что вы так себя ощущаете), вы зарабатываете себе много очков: вам верят, вы нравитесь публике.

«Когда вы в состоянии совладать с нервами, взять микрофон и создать связь с публикой, вы повышаете во много раз свои карьерные возможности», — заключает Прайс.

с друзьями

by HyperComments

Источник: https://pronetworking.ru/2016/07/11-sposobov-uspokoitsya-pered-publichnym-vystupleniem/

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене – MUSIC ACADEMY

Как побороть волнение перед выступлением

Каждый, кто хоть раз выходил на сцену, испытывал волнение. Даже самые известные артисты перед выступлением немного нервничают.

Это означает то, что человек, выходящий на публику, беспокоится о том, как его воспримет общество, справится ли он с возложенными на него задачами. В этот момент его сердце трепещет, а душа вот-вот вырвется наружу.

Благодаря такому состоянию речь оратора становится более эмоциональной и насыщенной, а от будущего результата он ждет успеха и всеобщего признания.

В то же время необходимо разграничивать понятия «волнение» и «страх». Если выступление сопровождается страхом, это может принести только негативный результат. Он вызывает дрожь в голосе, порождает несвязную речь, сдерживает интеллектуальные порывы, забирает память. От него трясутся коленки и потеют ладони.

При этом страх, появляющийся до выступления, превращается в ужас после него. Потерпев фиаско, человек не может избавиться от этого неприятного чувства долгие годы.

Основные способы борьбы со страхом перед выступлением:

Преодолеть волнение перед выступлением на людях можно следующими способами:

1) Упражнения на развитие дыхания:

  • для мобилизации внутренних сил следует делать упражнения на задержку дыхания: на выдохе необходимо задержать дыхание и не вдыхать максимально долго, после чего сделать медленный и глубокий вдох

2) Упражнения на сосредоточение внимания (попробуйте расслабиться и сконцентрировать свое внимание на запахах. Потом следует постепенно переходить к восприятию своего тела, ощущениям внутри него. Далее нужно переходить к звукам. После этого переходите к окружающим объектам, фокусируясь на его характеристиках (форме, цвете, фактуре и т.д.).

3) Аутогенная тренировка или медитация (рекомендуется принять удобное положение и полностью расслабиться и попытаться абстрагироваться от лишних мыслей и ощущения времени). Особенно удачно делать ее в совокупности с дыхательными упражнениями (после них)

Кроме того, для того, чтобы почувствовать себя уверенно, психологи советуют улыбнуться и осветить своей улыбкой окружающих. Нужно осветить внутренним светом все, что находится вокруг.

Данные методы отлично справляются с чувством волнения, придавая выступающему внутреннее спокойствие и уверенность в себе и собственных силах.

Помните, волнение раззадоривает артиста и делает его настоящим, а страх может сковать движения, разум и душу.

Источник:

Боязнь сцены: страшная тайна классической музыки. Как справиться с волнением

Немногие исполнители признаются в этом, но боязнь сцены – серьезная проблема многих классических музыкантов.

Боязнь сцены похожа на безумие: появляется без предупреждения, как гром среди ясного неба. Именно так это случилось у шотландского пианиста Стивена Осборна, одного из самых грамотных и эмоциональных современных пианистов. Около десяти лет назад, во время исполнения 23го фортепианного концерта Моцарта, ему вдруг показалось, что он вот-вот забудет следующую ноту.

«Волнение охватывало меня все больше и больше, – вспоминает музыкант, – И хотя я ничего не забыл, ощущение было, как будто я тону, и вода уже прямо у меня под носом».

Осборн был так обеспокоен этим происшествием, что обратился за помощью к когнитивному психотерапевту.

«Он научил меня нескольким приемам, например, перед выступлением представлять, что я где-то в спокойном, безопасном месте, скажем, на цветочном луге. Это помогало, но я всегда понимал, что это ненадолго».

Затем, несколькими годами позже, во время исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова случилась настоящая катастрофа.

«Это было как землетрясение, потому что на этот раз у меня на самом деле были провалы в памяти, и я понимал, что все выступление катится к чертям. Это было ужасно, и повторялось снова и снова. Мне стало казаться, что это конец моей карьеры.

Каждый раз перед выходом на сцену я думал «Как же я могу выходить и выступать, когда прекрасно знаю, что сейчас неминуемо случится?»

Осборн не единственный, кто подвержен этому страху. У многих музыкантов боязнь сцены проявляется такими пугающими симптомами, как тремор пальцев и учащенное сердцебиение.

Музыканты-классики больше других страдают от проявлений боязни сцены, так как для них точность и виртуозность превыше всего.

Допустишь ошибку в джаз-брейке, и это вряд ли заметят; допустишь ошибку в струнном квартете – и это заметят все.

Неудивительно, что большинство музыкантов скрывают свой страх публичных выступлений, но есть единицы, кто не боится говорить об этом открыто.

В своей автобиографии американская звезда оперы, сопрано Рене Флеминг упоминает о том, что самый страшный приступ боязни сцены случился у нее в 1998 году в Ла Скала, в Милане, когда зрители стали свистеть во время ее выступления в  главной роли в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Она стала дрожать, и ее трясло еще несколько дней.  Долгие месяцы после этого происшествия каждый выход на сцену для нее был сущей пыткой.

Польско-американский пианист Леопольд  Годовский настолько сильно волновался на сцене, что играть в полную силу мог только в частном окружении. Другой пианист, Владимир Горовиц, пожалуй, больше других пострадал от боязни публичных выступлений. Однажды, проиграв битву с нервами, он на несколько лет прервал выступления.

https://www..com/watch?v=i3H41cuBHQA

Существует много способов справиться с этой проблемой, отнимающей столько сил у музыкантов. Один из них – самый распространенный и самый простой – прием препаратов, притупляющих волнение. В 2012 году исследование среди оркестров Германии показало, что почти треть музыкантов принимают седативные препараты или бета-блокаторы.

Однако, трудность заключается в том, что, притупляя нервное напряжение, лекарства также притупляют интенсивность чувств и творческое вдохновение, которые являются главными атрибутами успешного выступления.

Кроме того, они снимают симптом, но не причину, заявляет Аарон Виллиамон, возглавляющий Центр Исследований Публичных Выступлений в Королевском музыкальном колледже.

«В сущности, боязнь сцены состоит из двух главных компонентов – непроизвольная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию, выражающаяся в сухости во рту, учащенном сердцебиении и т.п.

; и психологические аспекты, включающие в себя опасные мысли, например, о том, что выступление непременно потерпит фиаско. От физиологических симптомов можно легко избавиться при помощи физических упражнений, которые понижают уровень гормонов стресса, таких, как кортизол.

При психологических аспектах очень эффективна когнитивная психотерапия. Она заключается в том, что необходимо помочь музыканту относиться к выступлению более рационально. Например, вместо того, чтобы считать публику своим врагом, и думать, что представление может быть либо идеальным, либо отвратительным, нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, а зрители всегда на стороне исполнителя».

Стивен Осборн относится к волнению перед выступлением так же, как он относится к музыкальному произведению – как к сложной и интересной задаче, которую ему предстоит решить. Он никогда не принимал каких-либо препаратов и скептически относится к благоприятному воздействию когнитивной психотерапии.

 «Это методы спортивной психологии: избавься от волнения и добьешься наилучших результатов, – считает он, – Но я думаю, это неприменимо к музыке. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что музыка – это воплощенное переживание: при помощи своего тела ты делаешь эмоциональные переживания живыми и реальными для слушателей.

Если ты отгораживаешься от части своего сознания, это значит, что эмоции во всем своем многообразии уже не будут доступны для тебя». Осборн, напротив, придерживается мнения, которое кажется абсолютно противоположным: он относится к боязни сцены, как к «другу», которого нужно почитать.

«Не нужно бороться с волнениемнужно уметь извлекать из него выгоду».

Очень похоже, что Осборн придерживается старого романтического суждения о том, что «художник должен страдать». «Нет, вовсе нет, – возражает музыкант, – на самом деле, лучше всего я играю тогда, когда меньше всего волнуюсь».

Итак, мы пришли к парадоксальной мысли о том, что боязнь сцены – это хорошо, но только тогда, когда вы не волнуетесь… Однако, Осборн вскоре дает нам путеводную нить, которая выведет нас из этого лабиринта.

Он рассказывает о том, что несколько лет назад прочитал в газете статью о «самоосознавании», которое заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимания на том, что происходит в данный момент, нежели постоянно сожалеть о прошлом или строить планы на будущее.

«Мне понравилась эта идея, – продолжает пианист, – и я окончил двухмесячный курс. Что мне нравится в теории самоосознавания, так это то, что ты перестаешь  пытаться что-то изменить. Если ты понимаешь, что твое сознание где-то блуждает, смирись с этим и просто наблюдай за своими мыслями.

Мы всегда недовольны тем, как разворачиваются события сами по себе, мы всегда пытаемся сделать их другими. Я особенно замечаю это, когда занимаюсь на фортепиано. Удивительно, сколько разрушительной агрессии ты можешь принять от самого себя, когда что-то происходит не так, как ты этого хочешь.

Это в высшей степени непродуктивно».

Эта теория помогает Стивену Осборну справляться со сложными музыкальными произведениями.

«Так было, когда я готовился к записи «Диверсий» Бриттена – это концерт для левой руки с оркестром, – вспоминает Осборн, – До дня записи оставался всего месяц, а мне по-прежнему никак не давались два пассажа. Я был просто взвинчен, ужасно злился на себя.

Затем однажды я вдруг подумал: «Куда меня приведет вся эта негативная энергия? Да, эти места получаются неидеально, ну и что. Я же не операцию на мозге делаю, никто не умрет». И я отпустил ситуацию.  Забавно, что через несколько дней обе проблемы были решены».

В конечном счете, оказалось, что все эти новомодные философии сводятся к простой старой истине: нужно принимать мир и себя таким, как есть.

«Да, это значит, что не нужно тратить столько энергии, чтобы избавиться от чего-то. Волнение и боязнь сцены – это, по сути, игра против себя.  Куда более эффективно находиться в хороших отношениях со всеми проявлениями своей личности».

Иван Хьюит (IvanHewett)

статья из журнала «Телеграф» («TheTelegraph») от 26. 06. 2014

Оригинал статьи http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/10920925/Stage-fright-classical-musics-dark-secret.html

Перевод Адели Рахматулиной

Источник:

Как помочь ребёнку побороть боязнь сцены?

Если Вы не хотите, чтобы Ваш ребёнок стал неудачником или всю жизнь был безработным, начинайте подготавливать своего малыша к публичной жизни с садика.

Ведь именно с выступления на утренниках и начинается будущая жизнь ребёнка.

Многие родители сталкиваются с той проблемой, когда их малыш, выучив наизусть стихотворение и рассказав его хорошо дома, на утреннике перед чужими людьми забывает строки, теряется и начинает плакать. Эта проблема актуальна.

Подобные выступления вызывают улыбки взрослых, но для детей – это самый настоящий стресс, который может отразиться на будущей жизни ребёнка. Если у ребёнка произошло неудачное выступление, тогда он замыкается в себе, не хочет проявлять инициативу, не желает быть главным.

Источник: https://shademark.ru/solfedzhio/optimalnoe-kontsertnoe-sostoyanie-ili-kak-poborot-volnenie-pered-vystupleniem-na-stsene.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.