Как правильно поставить дикцию

Содержание

Хорошая дикция — залог вашего успеха: как улучшить и развить

Как правильно поставить дикцию

Дикция — это отчетливость и правильность произнесения звуков. Как улучшить речь и дикцию, чтобы быть уверенным в себе, чувствовать силу своего голоса и слова?

Важность для человека и социума

Если человек четко произносит слова, оттеняет их соответствующей интонацией, имеет приятный тембр голоса, то он обладает хорошей дикцией и техникой речи.

И, напротив, если человек говорит невнятно, монотонно, слишком тихо или чересчур громко, проглатывает слова или неестественно медленно растягивает их, то дикция и техника речи у него не в порядке.

Находясь в социуме, общаясь с другими, своей речью человек создает о себе впечатление. Четкая и правильная дикция делает человека приятным в общении, располагает к себе.

У человека с плохой дикцией неизбежно возникают сложности. Ему трудно донести информацию до собеседника.  Из-за усилий разобрать его слова рассеивается внимание и ускользает суть сказанного.

Речь человека — это выражение его натуры. Она самым тесным образом связана с тем, как человек воспринимает сам себя.

Неуверенный в себе, сомневающийся, не умеющий принять решение, взять ответственность на себя человек, как правило, говорит тихо, бессвязно, глотает слова или замедляет темп речи. Впечатление, которое он производит на тех, с кем общается, мягко говоря, неважное. Ответной реакцией может быть и раздражение, и разочарование, но в любом случае — желание поскорее закончить неприятное общение.

Красивая дикция характерна для людей с лидерскими качествами. Это — уверенность в себе, умение спокойно преодолевать трудности, самообладание, способность говорить и убеждать. Речь такого человека отличается четким произношением, выразительностью, приятным звучанием. Общение с ним доставляет удовольствие.

От чего зависит дикция

Дикция (или четкость речи) зависит от работы речевого аппарата. К нему относятся органы:

  • слуха,
  • артикуляции,
  • дыхания
  • центральная нервная система.

Гласные и согласные звуки непосредственно создаются артикуляционным аппаратом. Все дефекты этих органов отразятся на четкости произнесения звуков.

Причины плохой дикции

Причинами проблем с четкостью речи у взрослых и детей могут быть:

  • Слабые мышцы щек, языка и губ. В этом случае речь будет невнятной, образно говоря, “каша во рту”.
  • Недостаточная длина уздечки языка. От этого зависит произношение свистящих, шипящих и звуков “л”, “р”.
  • Неправильный прикус и проблемы с зубами. Они также повлекут за собой неправильное произношение звуков и слов.
  • Плохой слух. Ухудшается восприятие, меняется громкость голоса.
  • Нарушение ритма дыхания. Когда пересыхает во рту или не хватает воздуха, меняется интонация и скорость произношения звуков. А от волнения и вовсе можно начать заикаться.

Как развить дикцию и четкость речи

Успешность, коммуникабельность, привлекательность — это те черты, которыми хочется обладать каждому. Поэтому очень актуальны сегодня вопросы:

  • Как улучшить дикцию?
  • Как тренировать дикцию?
  • Как исправить дикцию?
  • Как разработать дикцию?

Если вам не нравится то, как вы говорите, то самое время принять решение заняться развитием и тренировкой своей дикции. Выдержка и терпение обязательно дадут результат. Вы поверите в себя, обретете силу голоса и слова.

Работа над четкой речью и произношением заключается в следующем:

  • тренировка мышц артикуляционного аппарата;
  • постановка гласных звуков;
  • постановка согласных звуков;
  • отработка отдельных слов и фраз.

Упражнения для дикции

1. Упражнения для языка

  • постараться дотянуться языком до кончика носа и подбородка;
  • совершать языком круговые движения с закрытым ртом;
  • подвигать языком по сторонам;
  • постучать языком по внутренней стороне зубов;
  • открыть широко рот и вытянуть язык к верхним зубам.

2. Упражнения для щек

  • надувать щеки поочередно со сжатыми губами;
  • надуть щеки, произнести звуки “п”, “б”;
  • надувать и втягивать щеки поочередно.

3. Упражнения для губ

  • вытянуть губы, затем широко улыбнуться;
  • с легким нажимом зубами проводить по губам;
  • с выдохом заставить вибрировать губы со звуком “тпру-у-у”;
  • делать круговые движения губами в разные стороны.

4. Упражнения для нижней челюсти

  • преодолевать сопротивление ладони у подбородка;
  • движения в стороны, круговые.

5. Упражнения для мягкого неба

  • зевать с открытым ртом;
  • имитировать полоскание горла.

Тренируем дикцию постановкой гласных звуков:

  • произносить гласные звуки поочередно пока хватит дыхания;
  • произносить сочетания из двух, затем из трех гласных звуков;
  • произносить сочетания с координацией высоты голоса.

Развиваем дикцию постановкой согласных звуков:

  • произносить активно и отрывисто звуки “п-б”, “к-г”, “т-д”;
  • “ссс-ззз” — точить бруском косу, “жжж” — коса звучно режет траву;
  • “тррр”, вибрирует кончик языка — заводить автомобиль, “дррр” — мотор завелся.

Упражнения с отработкой отдельных слов и фраз:

  • Произнесение скороговорок от простых к сложным; можно усложнить задачу и проговаривать звуки с орехами во рту;
  • Повторение труднопроизносимых слов, взятых, например, из словаря;
  • Чтение текста с закрытым ртом, что многократно усиливает эффект речевых упражнений.

Для того, чтобы улучшить дикцию и четкость речи, можно делать упражнение с пробкой. Его суть заключается в следующем: пробку зажимают зубами и разговаривают, читают, декламируют стихи. Таким образом ые связки получают дополнительную нагрузку.

Это эффективное для улучшения дикции упражнение могут практиковать все, кто хочет научиться четко выговаривать слова и отработать дикцию речи.

Как еще можно заниматься самостоятельно

Улучшить дикцию и речь в домашних условиях поможет диктофон. Наговорите текст и послушайте себя. Вам станет ясно, над чем надо работать. Определите для себя, какие звуки у вас “хромают”, подберите материал именно для их проработки.

Поставить речь и дикцию взрослому самостоятельно можно:

  • “классикой жанра” — произнесением скороговорок с орехами во рту;
  • чтением вслух, чем дольше, тем лучше.

Выполняя эти простые упражнения для улучшения дикции, вы сможете развить хорошую дикцию и речь даже без дополнительных уроков, если, конечно, будете добросовестно и усердно трудиться себе во благо.

Стихи для развития четкой речи

Развивать дикцию и речь помогает поэзия. Некоторые стихи имеют сложный слог и очень подходят для развития произношения у взрослых и подростков.

Например, стихотворение В.Брюсова “Буря с берега” является одним из самых действенных упражнений по технике речи на дикцию:

Упражнения на постановку дыхания

Следует отметить, что работа над техникой речи кроме развития дикции включает постановку дыхания. Упражнения по дыханию направлены на то, чтобы научиться правильно расходовать запас воздуха, дышать спокойно и неслышно.

Таким упражнением может быть, например, чтение стихов во время ходьбы. Дыхание не должно сбиваться, вдох — незаметный, выдох — не до конца. Правильно дышать получится, если следить за своей осанкой, держать спину прямо.

Развитие дикции у детей и подростков

Чтобы исправить дикцию подростку, можно воспользоваться методикой развития четкой речи у взрослых. Выполняя те же упражнения для четкой речи, можно уже в этом возрасте постепенно выработать хорошую дикцию и развить речь.

Упражнения на дикцию для детей должны быть похожи на игру. Развитие правильного произношения и четкой речи следует сделать легким и интересным.

Плохая дикция у ребенка мешает ему общаться со сверстниками, не лучшим образом сказывается на успеваемости в школе. Чтобы помочь ему преодолеть резкость, нервозность, отчуждение, занятия следует проводить в легкой, непринужденной обстановке, в игровой форме.

Сначала разминаем язык и губы:

  1. Улыбаемся широко как солнышко, стараемся не открывать рот.
  2. Сохраняем улыбку и показываем свои красивые зубки.
  3. Складываем губы в трубочку и воем как волк “ууу”.
  4. Из этого положения постепенно открываем рот и произносим “ооо”.
  5. Широко открываем рот для звука “ааа”, точно так, как просит доктор, чтобы вылечить больное горлышко.
  6. Высовываем язык как лопатку, пытаемся дотянуться им до подбородка.
  7. Облизываемся, как волк, совершая круговые движения высунутым языком.
  8. Упираемся языком в щеки с закрытым ртом, как будто перекатываем леденец.
  9. Открываем широко рот и языком считаем верхние зубки.
  10. Пытаемся изобразить, как цокает лошадка.

После неторопливой разминки переходим к скороговоркам:

  1. Считаем вместе с ребенком “раз, два, три”.
  2. Добавляем слово “раз сушка, два сушка, три сушка”.
  3. Усложняем “Саша сосала сушку раз, Саша сосала сушку два, Саша сосала сушку три”.
  4. Изучаем и пробуем воспроизвести длинную скороговорку “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

Проговаривание и заучивание смешных стишков с проблемными звуками принесут и пользу, и хорошее настроение:

Темп занятий выбираем индивидуально. Каждое занятие начинаем с повторения предыдущего. Смех, раскованность, усердие ребенка подскажут вам, что ему нравится с вами заниматься. А это значит, что положительный результат — не за горами!

Хорошая дикция — залог вашего успеха: как улучшить и развить Ссылка на основную публикацию

Источник: https://KakGovorit.ru/diktsiya-kak-uluchshit

Дикция – особенности и методы развития четкой речи

Как правильно поставить дикцию

Мы воспринимаем другого человека по внешним данным, аккуратной одежде, поведению в обществе. Это отмечаем сразу. Встречаем по внешности, а провожаем по тому, как он умеет говорить.

Темп, тембр голоса так же важны, как и внешность. Они помогают нам общаться. Человек становится привлекательным для окружающих его людей, когда произносит слова четко и понятно.

Карьерный рост, благополучие часто зависят правильно произнесенных слов, способности выражать свои мысли.

Важность дикции для человека и социума

Если мы умеем говорить внятно, это делает нас успешными, выгодными в общении. Его хорошо понимают: он ясно выражает свои мысли, произносит слова.

Есть круг профессий, требующий  качества  произносимых фраз. Но умение говорить красиво нужно не только для публики. Человек хочет, чтобы его понимали, воспринимали. Хорошее произношение даст уверенность, повысит самооценку, станет показателем успешности.

Часто умение говорить, голос затмевают внешние недостатки.

У Нины Петровны, читающей психологию студентам, после перенесенного полиомиелита одна нога стала намного короче другой. Вчерашние школьники посмеивались, увидев лектора с физическими недостатками.

Когда началось занятие, будущие педагоги влюбились в преподавателя.

Тренированный голос, размеренный темп, мелодичный тембр заворожили слушателей, помогли привлечь внимание, достигнуть понимания и произвести впечатление.

Неразвитая дикция ведет к проблемам в общении. Невнятные фразы плохо воспринимают люди, с которыми приходится общаться. Отсутствует возможность сосредоточиться, доступно выразить свои мысли. Понижается самооценка, развивается неуверенность в себе.

Особенно сложно в общении приходится подросткам, имеющим такие проблемы. Невнятный выговор мешает ребенку учиться, общаться со сверстниками.

Социальные (психологические)

Наша речь показывает психологическое и физическое состояние: неуверенность, застенчивость, тревожность, болезнь.

Неуверенный в себе человек с низкой самооценкой и проблемами в общении произносит слова непонятно.

Информация, которую он пытается предать собеседнику, плохо воспринимается, разговор быстро завершается. У детей речевые нарушения – следствие недостаточного общения с родителями, подражания неправильной речи взрослых. Речевая среда сказывается на развитии речи ребенка.

Как улучшить дикцию за короткий срок

Дефекты говорения поддаются корректировке. Над этим работают профессионалы. Однако есть упражнения для самостоятельного улучшения качества речи.

Люди заботятся о своем теле, фигуре, физическом состоянии мышц. Мышцы речевого аппарата тоже нуждаются в укреплении. Когда челюсть мало двигается, рот во время разговора открывается плохо.

Поэтому слова произносятся невнятно. Рот достаточно открывается – речь становится лучше, разборчивее. Дефекты четкости произношения хорошо корректируются.

Улучшить дикцию за короткое время можно. Тренируйте дыхание, выполняйте артикуляционные зарядки. Произносите давно любимые скороговорки. Записывайте свой голос на диктофонные устройства и прослушивайте.

Тренировка дыхания

Часто люди чувствуют, что им не хватает воздуха. Неосознанно задерживают дыхание на вдохе. Эта проблема возникает при произнесении длинных предложений. Шумно вдыхают и выдыхают перед началом фразы.

Официальная этика не поддерживает  подобное поведение. Ситуация изменится, если тренировать диафрагму. Достаточно петь гласные при выдохе, постоянно увеличивая время упражнения. Или выдыхать, как при задувании свечи, надувать воздушные шары.

Артикуляционные зарядки

Артикуляционные зарядки подготавливают речевой аппарат к работе над дикцией. С их помощью можно тренировать губы, язык, челюсти. Зажатые челюсти создают впечатление, что человек говорит сквозь зубы и производит неприятное впечатление на собеседника.

  • Для освобождения челюстей перемещайте их из одного положения в другое, открыв при этом рот.
  • Затем языком прикоснитесь к каждому зубу, постучите по внутренней их стороне.
  • Следующее действие – прикосновение языка к щекам поочередно.
  • Затем надуйте и втяните щеки.
  • Сожмите губы, поочередно надуйте щеки.
  • Вытяните губы, широко улыбнитесь.
  • Сделайте губами круговые движения.

Скороговорки

Улучшить дикцию помогут знакомые с детства скороговорки. Для начала определите, при произнесении каких звуков вы испытываете проблемы.  После этого займитесь подбором фраз. Произносите скороговорки до тех пор, пока речевой аппарат не привыкнет к ним.

Вначале выбирайте короткие предложения, потом переходите к  длинным скороговоркам. Не произносите фразу быстро. Темп проговаривания должен увеличиваться постепенно. Произнесите скороговорки с орехами во рту. Такой способ подготовки к публичному выступлению применяли ораторы древности.

Диктофон

Вашим помощником станет записывающее устройство. Наговорите любой текст на диктофон. Постарайтесь, чтобы в нем использовались проблемные для вас звуки. Прослушайте сказанное внимательно. Вы сразу поймете, что в речи необходимо исправить, какие упражнения использовать.

Можно слушать запись любимых художественных произведений. Вслушивайтесь в актерское чтение, постарайтесь уловить тембр голоса, интонацию. Примените прием звукового подражания.

Произнесите услышанное, полностью или частично копируя исполнение актера, тембр голоса, интонацию. Здесь необходим постоянный самоконтроль происходящих изменений.

Такие упражнения в короткий срок улучшают дикцию, развивают речевой аппарат, придают уверенности. Упражнения на артикуляцию часто используют перед публичными выступлениями.

Как улучшить дикцию и четкость речи у взрослого человека

Взрослый сам в состоянии корректировать дикцию, регулярно выполняя несложные упражнения, если нет физических отклонений: перенесенных заболеваний носоглотки, нервной системы, стоматологических проблем. Все они требуют вмешательства специалистов.

Возможна самостоятельная тренировка диафрагменного дыхания, лишенного напряжения. Самое простое упражнение: надуйте на вдохе живот, на выдохе – втяните. Пяти минут в день будет достаточно, чтобы развить дыхание.

Взрослый человек в состоянии понять, как он говорит. Для этого изучите работу речевого аппарата, определите свои ошибки. Контролируйте себя в повседневной жизни. Чаще смотритесь в зеркало. Оно поможет вам в правильной постановке звуков.

Качество речи повышается при чтении вслух стихотворений, состоящих из одного предложения.

Примером могут служить произведения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», Фета «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения для улучшения выговора р: «Буря с берега» Валерия Брюсова, «Полтавский бой» Александра Пушкина.

Ритмика стихотворений помогает контролировать дыхание. Они похожи на скороговорки, но в рифмованной форме. Быстро проговаривая лирический текст, вы почувствуете трудности произношения.

Если читаете медленно, выделяются гласные звуки. Они контролируют правильный выговор, интонацию, улучшают дикцию. Можно использовать произведения Владимира Маяковского с ярко выраженной ритмикой. Или стихотворения Александра Блока с плавным ритмом.

Тексты для развития дикции

Работая над собой, используйте словарь. Возьмите сложные для проговаривания слова, повторите их несколько раз, увеличивая скорость, например: бодрствовать, мудрствовать.

Таким же способом можно отрабатывать сочетания ж-ш, к-г, х, ц, слова с удвоенными согласными. «С-з» легче тренируется, если подбирать слова с гласным перед ними: испуг, искра, изжить. В начале слова: сэндвич, зуммер. В середине слова: атмосфера, вздрогнул.

Таким способом тренируйте другие сочетания. Для тренировки л многократно произносите пословицы с его использованием, например: «Люби, люби, но не теряй головы». Тренинги проводите систематически, начиная с артикуляционной разминки.

Вариант тренинга – чтение прозаического текста. Вначале читайте вслух медленно, ясно проговаривая каждый звук.

Затем – без звука, используя артикуляцию, движение губ. Потом прочитайте текст шепотом. Через две недели системных тренировок получите результат, который вам понравится. Вы откроете новое в своей речи.

Тексты выбирайте сложные, с трудными сочетаниями и словами: «Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел», «В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа», «Сонька же, Сашкина подружка».

Тексты для тренировки есть в классической литературе, например «Чуден Днепр при ясной погоде» Николая Гоголя.

Самые эффективные упражнения для дикции

Как правильно поставить дикцию

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее.

Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению.

Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы.

Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса.

Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь ые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/uprazhneniya-dlya-dikcii.html

Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам

Как правильно поставить дикцию

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей.

Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству.

Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность.

В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту».

Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному.

Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику.

Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении.

Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д.

Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут.

Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость.

Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений.

В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/teksty-dlya-uluchsheniya-diktsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.