Как запомнить глаголы-исключения

Содержание

Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить

Как запомнить глаголы-исключения

На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так.

К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

Основные правила глаголов исключения

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы – ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания.

Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и».

Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Читайте о том, как определить спряжение глагола.
А также о наклонении глагола в русском языке.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

Источник: https://www.rutvet.ru/pravila-pravopisaniya-glagoly-isklyucheniya-i-kak-ih-zapomnit-11475.html

Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

Как запомнить глаголы-исключения

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

  • Спряжение глаголов
  • Противоречия I спряжения
  • Противоречия II спряжения
  • Учим слова-исключения
  • Способы заучивания

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

: что такое паронимы, примеры.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка.

Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату.

Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

: омофоны это что такое — определение и примеры.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее.

Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения.

В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

: односоставные определённо личные предложения и их примеры.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

: склонения в русском языке — правила и примеры.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Нужно знать: Как правильно писать — надеть или одеть?

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

: значение фразеологизма «тришкин кафтан».

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть — удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/glagoly-isklyucheniya-1-i-2-spryazheniya.html

Как запомнить глаголы-исключения – Мастер советов

Как запомнить глаголы-исключения

Отличное знание родного языка залог не только хороших отметок в школе, но и уверенность в том, что в будущем над вашим «грамотным» резюме или другими документами, не будут смеяться.

Кроме этого, стоит понимать, что сама по себе грамматика это система взаимосвязанных правил, которые необходимо знать и соблюдать. Но, как говорится, почти в каждом правиле есть исключения, которые не поддаются никакому объяснению, их просто нужно запомнить.

И в данной статье мы рассмотрим наиболее эффективные методы запоминания глаголов-исключений.

Самый простой способ запомнить глаголы-исключения – это выучить стишок

Впервые с глаголами-исключениями ребята сталкиваются в четвертом классе. Окончания, на которые не падает ударение, считаются наиболее сложным моментом в изучении.

Наибольшие затруднения при прохождении этой темы, учащиеся испытывают при изучении глаголов-исключений, которые никак нельзя объяснить ни одним из существующих правил.

Специально для этого учителями-методистами русского языка были разработаны специальные приемы, помогающие максимально быстро запомнить их. Один из этих приемов заключается в рифмовании этих слов в один небольшой стих. К примеру:

Слова гнать, смотреть, держать — не по правилам склонять.

Слова вертеть или терпеть –

Запомнить нужно вам успеть.

Кого-то очень часто видеть,

Слышатьчто-то иль обидеть,

Смотретьза чем-нибудь, зависеть,

И даже люто ненавидеть.

Запомните, ученики-друзья На е никак спрягать, увы,нельзя

Ведь это исключения.

Другие способы быстро запомнить исключения глаголов?

Кроме этого, слова отлично запоминаются, если из них придумать какую-нибудь историю или сказку. Например, жил-был мистер Видеть, ничто не оставалось незамеченным его большими глазами.

По соседству с ним стоял домик госпожи Успеть, которая вечно была в суете и пыталась быстро сделать все намеченные дела. И так далее.

Отлично будет сопроводить эту небольшую сказку иллюстрациями, каждая из которых будет подписана каким-то одним словом-исключением.

Также педагоги могут дать творческое задание на дом, в котором учащиеся должны будут посредством рисунка подобрать образ каждому глаголу-исключению.

На следующем занятии каждый ребенок должен будет презентовать свои иллюстрации и объяснить аудитории, почему он так изобразил то или иное слово.

Психологи отмечают, что данная методика запоминания глаголов-исключений дает наилучшие результаты, так как в процессе рисования и презентации ученик думает исключительно про эти слова.

Будет нелишним, приклеить в дневник заранее составленную памятку со стишком или списком слов-исключений, раскрасив каждое из них определенным цветом. При ежедневном повторении этого стиха в течение недели – в памяти он остается на всю жизнь, поэтому не поленитесь несколько дней подряд проверять изученное у своего ребенка.

Если следовать хотя бы одной из вышеприведенных рекомендаций, то в скором времени можно добиться стойкого усвоения этой темы.

Важно объяснить ученику, что знание правильного написания этих слов пригодится на всю жизнь и пренебрегать заучиванием ему не стоит, по причине того, что неграмотных людей особо нигде не уважают.

При выполнении домашнего задания вашим ребенком, старайтесь уделять ему больше внимания и пытаться помочь ему находить ответы на возникшие вопросы.

Источник: https://strana-sovetov.com/miscellaneous/10340-legkie-i-bystrye-sposoby-zapominanija-glagolov-iskljuchenij.html

Как запомнить глаголы-исключения

Одна из самых сложных тем по русскому языку для школьников – это спряжение глаголов.

При изучении этого материала наибольшую трудность вызывает запоминание глаголов-исключений, поскольку на первый взгляд они ничем не отличаются от остальных. По этой причине их необходимо заучивать наизусть.

Как помочь ребенку выучить материал, запомнить его надолго и не путаться в словах? Существует несколько способов.

Способ 1. Глаголы-исключения в стихах

Можно учить вместе с ребенком рифмованные стишки, которые содержат в себе все необходимые глаголы. Вот несколько вариантов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,дышать, слышать, ненавидеть,и зависеть, и вертеть,и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью,отнесем мы без сомненьявсе глаголы, что на «-ить»,

исключая «брить», «стелить».

Как начнёшь меня ты гнать,Перестану я дышать,Перестанут уши слышать,Ну а руки – всё держать.На меня начнёшь смотреть,Будешь ты меня вертеть –Буду всё равно терпеть,Буду от тебя зависеть,Раз ты смог меня обидеть.Буду я тебя не видеть,

А открыто ненавидеть.

Очень хочется смотреть,Целый мир зеленым видеть,Ссоры, слезы ненавидеть,Научиться боль терпеть,Чтоб не мог никто обидеть,Чтоб от сильных не зависеть,

Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется все слышать,Птицу синюю держать,Чистым воздухом дышать.

Не стоит эти мысли гнать!

Способ 2. Использование таблиц с глаголами-исключениями

Иногда стихи не помогают, поскольку у ребенка возникают сложности с пониманием процесса спряжения глаголов. Эта тема чаще других вызывает путаницу. Поэтому желательно вместе с ребенком составить наглядные таблицы, которые будут содержать примеры спряжения, а также все глаголы-исключения:

Неопределенная форма глаголов
I спряжениеII спряжение
-ать, -еть, -оть, -уть-ить
Исключения
брить, стелитьслышатьгнатьдержатьдышатьсмотретьвидетьненавидетьтерпетьобидетьвертетьзависеть

Эту таблицу желательно разместить над рабочим столом или в другом месте, где ребенок будет иметь к ней свободный доступ. Возможно, потребуется неоднократное повторение, чтобы материал как следует запомнился.

Способ 3. Зрительная память

В современном русском языке используются всего 13 глаголов-исключений, и их можно запомнить зрительно. Дайте ребенку задание проспрягать каждый глагол и записать результат несколько раз.

Если с запоминанием возникают сложности, можно исписать целую страницу. Этот способ активирует механическую и зрительную память, что поможет ребенку интуитивно выбирать правильный вариант написания слова.

Применение правила потребуется только для проверки.

Способ 4. Карточки с глаголами-исключениями

Сделайте карточки с глаголами, на обратной стороне которых будет указано правильное спряжение. Помогите ребенку потренироваться: пусть он называет вам спряжение для каждого глагола самостоятельно, а потом смотрит верный ответ.

Заключение

Как показывает практика, проблемы с изучением спряжения глаголов практически не возникают у детей, которые много читают. Часто сталкиваясь с этими словами на страницах книг, они автоматически запоминают правильную форму и употребляют ее соответствующим образом. Лучшая тренировка для изучения любой темы русского языка – чтение стихов, сказок, произведений русских классиков.

Также употреблению верной формы слов способствует написание изложений. Для этого ребенок должен самостоятельно прочитать текст, затем закрыть его и написать изложение по памяти.

Для тренировки можно выбрать текст, который будет содержать множество глаголов, в том числе исключений. После этого ребенок может сделать самостоятельную работу над ошибками и выписать те слова, которые вызвали у него наибольшие сложности.

Для закрепления материала такие изложения по одному и тому же тексту можно написать несколько раз.

Источник: https://imdiv.com/arts/view-Kak-zapomnit-glagoly-isklyucheniya.html

Источник: https://mastersov.ru/kak-zapomnit-glagoly-isklyucheniya.html

Стишок для запоминания слов-исключений из правила спряжений глаголов

Как запомнить глаголы-исключения

глаголы исключения

  1. Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

    Их на Е спрягать нельзя.

  2. гнать, держать, дышать и слышать, видеть и смотреть, и обидеть, ненавидеть, и терпеть, вертеть, обидеть.
  3. Глаголы-исключения — те, которые, являясь глаголами второго склонения, в неопределенной форме выглядят, как глаголы первого.

    Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть,

    И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья: Их на «е» писать нельзя! В них мы пишем букву «и».

Как мы пишем, посмотри:

Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь,

И зависишь, и вертишь.

  • Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть,

    И зависеть, и вертеть.

  • гнать, держать, дышать и слышать, видеть и смотреть, и обидеть, ненавидеть, и терпеть, вертеть, обидеть.
  • Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

    Их на Е спрягать нельзя.

  • гнать держать дышать зависеть видеть слышать и обидеть а потом смотреть вертеть ненавидетьи терпеть глаголы исключения
  • на ить на ать
  • пукать
  • смотреть слышать видеть зависеть ненавидеть вертеть держать дышать терпеть обидеть гнать брить стелить
  • глаголы исключение это
    гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, и обидеть, а потом сматреть, вертеть нинавидеть и терпеть
  • оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо!!!!
  • По поводу глаголов на -еть: сидеть, гореть — они ведь тоже 2-го спряжения и правилу не подчиняются. И таких глаголов на самом деле много. Отдельно хочу выделить глагол «хотеть» — он тоже на -еть, но он разноспрягаемый. Так что правило по поводу 11 глаголов-исключений не совсем верное.
  • Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

    Их на Е спрягать нельзя.

  • Смотреть, слышать, видеть зависеть ненавидеть, Вертеть, держать, дышать, обидеть видеть гнать
  • Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

    Их на Е спрягать нельзя.

  • Все дело — в написании безударных окончаний глаголов.. . Отсюда, и весь сыр-бор… )
    А зависит оно — от того, к какому спряжению (первому или второму) глагол принадлежит.. .

    Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ) , а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).. .
    Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят) . Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.. .

    К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на ИТЬ (а на ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.) , а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.. .

    Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют) . Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.. .

    Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку.. . Например, глагол ХОТЕТЬ в ед.

    числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт) , а во множ. числе второго (хотИм, хотИте, хотЯт).. . Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать.. .

    К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.. .

    Вот, такие сложности, имеются.. . Представляете, каково.. . китайцам, в России ?..)

  • Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть — (2) спряжение, брить, стелить — (1) спряжение.
  • может
  • В классе вс ты должен ВИДЕТЬ,В классе вс ты должен СЛЫШАТЬ.Головой не смей вертеть!Надо на доску СМОТРЕТЬ!Лень ты должен НЕНАВИДЕТЬ,Беспощадно е гнать,Так же важно, как ДЫШАТЬ.

    В чистоте тетрадь ДЕРЖАТЬ…

  • Как запомнить глаголы-исключения | Сделай все сам

    Как запомнить глаголы-исключения

    Впервой с темой «Спряжение глаголов» ученики знакомятся в 4 классе. Безударные собственные окончания у глаголов 1-го и 2-го спряжения – одна из особенно трудных тем в русском языке. И крупнейшую сложность тут вызывают глаголы-исключения, не подчиняющиеся всеобщему правилу.

    Инструкция

    1. Сложность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, легко нужно запомнить.

    А дабы запомнить, нужно придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осознанность.

    Если глаголы на –ить (брить и стелить) запоминаются довольно легко в силу их касательно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и сложны для запоминания.

    2. Введите их в контекст. Еще отменнее, если данный текст будет рифмованным, что легче запоминается. Вот, скажем, пример стишка для глаголов не на –ить, относящихся к 1 спряжению.Гнать, удерживать, глядеть и видеть,дышать, слышать, ненавидеть,и зависеть, и крутить,и огорчить, и терпеть. Вы запомните, друзья,Их на “-е ” спрягать невозможно.

    3. Навык показывает, что хоть и рифмованные, но легко перечисляемые глаголы не дюже запоминаются детьми. Наполните эти слова определенным смыслом. Сделайте их героями какой-либо бесхитростной сказки. Ученики-четвероклассники еще дюже любят данный стиль. Больший результат получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве.

    4. Дайте детям домашнее задание: нарисовать тематический рисунок, где тем либо другим образом отразились бы 13 глаголов-исключений.

    Обсудите на уроке работы, исподволь принуждая детей повторять и повторять глаголы, комментируя свои рисунки. Включайте в урок музыку. Пойте слова, которые необходимо запомнить.

    Все совместно сделает у ребят устойчивые образы глаголов-исключений.

    5. В завершение предложите выучить еще одно стихотворение-песенку:Дюже хочетсяЧерез стеклышко глядеть – Целый мир зеленым видеть,Лук и слезы ненавидеть.

    Обучиться боль терпеть,Чтоб не мог никто огорчить,Чтоб от крепких не зависеть,Дабы слабым не крутить.

    Как же хочется: все слышать,Птицу синюю удерживать,Чистым воздухом дышать,Целый мир зеленым видеть…Не торопитесь мысли гнать,Нужно примитивно помечтать!

    Глагол является одной из примечательных частей речей, которая обозначает процессуальный знак предмета, то есть действие, состояние либо отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

    Правописание окончаний

    Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению.

    Ко второму спряжению дозволено отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», «зиждиться»), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «глядеть», «видеть», «слышать», «крутить», «огорчить», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «удерживать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

    Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые невозможно отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «сделать», «есть», «бежать», «хотеть». В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он спрягаются по второму спряжению, в отвратном случае – по первому спряжению.

    Если глагол первого спряжения стоит в грядущем времени, то пишется окончание –ете. Если поставить такой глагол в повелительное наклон, окончание меняется на –ите. Скажем: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите неотложно документы».

    Мягкий знак (ь) в глаголах

    Мягкий знак пишется в нескольких случаях. 1-й – исходная форма глагола. 2-й – когда глагол ставится в повелительное наклон.

    3-й – в окончаниях глаголов второго лица исключительного числа в реальном и простом грядущем временах. Четвертый – в возвратных глаголах.Скажем: «писать», «поправь», «предпочтешь», «погнулись».

    Мягкий знак не пишется в форме третьего лица исключительного числа подлинного либо простого грядущего времен.Скажем: «умывается».

    Правописание суффиксов

    Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-. Скажем: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, дозволено проверить по написанию гласной перед буквой «в».Скажем: «заст-а-ва-ть – заст-а-ть».

    Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть – затмить»; «продл-ева-ть – продлить»; «встр-ева-ть – встрять»; «обур-ева-ть – уборить» и т.д.Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, – это неперходные глаголы 1-го спряжения.

    Они имеют значение «купить чей-то знак, стать каким-либо».Скажем: «посуроветь», т.е. «стать грозным»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы второго спряжения. Они имеют значение «наделить каким-нибудь знаком, сделать объект каким-либо». Скажем: «обезболить», т.е.

    «перестать боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. перестать урон» и т.д.Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в суффиксе буква «я», скажем: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д.

    Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в прилагательном «багровый».

    по теме

    по теме

    Обратите внимание!

    Дети обязаны узнавать глаголы-исключения не только в исходной, но во всех личных формах исключительного и множественного числа.

    Источник: http://jprosto.ru/kak-zapomnit-glagolyiisklyucheniya/

    Как запомнить глаголы-исключения

    Как запомнить глаголы-исключения

    13.03.2018

    Как запомнить глаголы-исключения в стихах?

    • Поскольку автор не уточняет в вопросе о каких именно глаголах — исключениях идт речь, смею предположить, что речь идт либо о глаголах — исключениях 2 спряжения, либо о глаголах, которые пишутся с НЕ слитно.Когда я училась в школе, мы учили такой стишок про глаголы — исключения 2 спряжения:Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И обидеть, и терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья:Их на quot;еquot; писать нельзя!В них мы пишем букву quot;иquot;.Как мы пишем, посмотри:Гонишь, держишь, смотришь, видишь,Дышишь, слышишь, ненавидишь,И обидишь, и терпишь,И зависишь, и вертишь.Есть стишок и про НЕ с глаголами:И, кстати, сейчас таких стишков — запоминалочек много. Вот, например, про -тся и -ться.
  • 2 спряжение

    1)Все на -ить (кроме брить и стелить);

    2)11 глаголов: терпеть, обидеть, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, смотреть, держать, слышать, гнать, дышать.

    1 спряжение

    Все остальные.

  • Вспомнила свои школьные годы чудесные. Стихотворение-запоминалки у нас на уроках особо не использовались. Заучивали глаголы quot;насухуюquot;, с минимальной рифмой.

    Что-то вроде: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, а еще слышать, дышать, держать и гнать.

    Стихом это ни назовешь, но как сказал бы гениальный Аркадий Райкин: quot;Время было жуткое, просто жутчайщее было время, и погода была мерзопакостная, но тем не менее — рыба в Каме была!quot; К чему это я говорю — грамотность у школьников все же была на более высоком уровне.

    Сейчас для запоминания глаголов-исключений придумываются различные стихи, что неплохо и даже интересно, особенно если поручить такую работу самим школьникам. Нашла в интернете немного другие варианты стихов. Одно романтичное. Вот такое:

    Другое стихотворение-запоминалка с сильными чувствами и кипящими страстями:

    А вот такая запоминалка продиктована русским фольклором и изобилует сказочными и мифическими персонажами. Правда, фантазия автора смешала русскую кикимору с водяным с греческими нимфами, но все равно написано живо, с экспрессией:

  • Нас в школе немного по-другому учили:

    Можете учить глаголы не только в стихах, но и так, как делал один мальчик в стихотворении Воскобойникова:

    Глаголы первого спряжения и не нужно вплетать в стихи, ибо их совсем немного: брить, стелить, зиждиться. Кстати, про последнее слово как-то забывают все время, называя его устаревшим. А я вот, например, его иногда употребляю в своей речи.

  • Конечно, глаголы — исключения, намного проще запоминаются в стихах. Но, тот стих, который предлагала нам учительница в школе, особо не упрощал нам процесс запоминания этих глаголов — исключений. Думаю, каждый для себя может что — то определенное придумать, вот тогда и быстро запомнит эти глаголы, например, нарисовав для себя картинку образно, вот такую .

    Гнать — грозу, держать — кота, смотреть и видеть небеса.

    Дышать всей грудью, слышать гром и ненавидеть сей погром.

    И зависеть от погоды, и вертеть хвостом, а затем обидеть нос и терпеть такой прогноз.

    Сочинила сама, но этот стишок в сво время мне очень хорошо помог выучить все глаголы — исключения. Ведь данная картинка мне очень хорошо представлялась образно.

    Буду рада, если кому — то мои стишки с глаголами — исключения, очень сильно пригодятся и помогут.

  • Стишок

    Гнать держать смотреть и видеть

    Дышать слышать ненавидеть

    И зависеть и вертеть

    И обидеть и терпеть

  • Глаголы-исключения в любом случае в стихах намного проще и быстрее запомнить, нежели просто в хаотичном порядке.

    Итак среди таковых глаголов-исключений следующие:

    Давайте теперь рассмотрим как же их можно проще запомнить именно в стихотворной форме.

    А вот вам и примеры запоминалок:

  • Дам немного другую версию стиха, представленного участником с ником Prostosterva, ибо в ее варианте нет ровного ритма при произнесении строк, либо, при соблюдении ритма, ударение в слове quot;дышатьquot; падает на quot;ыquot;.

    Вот мой вариант этого стихотворного правила (возможно немного подзабыл со школьных лет):

    . ко второму же спряженью

    отнесем мы без сомненья

    все глаголы, что на quot;итьquot;,

    исключая quot;бритьquot;, quot;стелитьquot;.

    И еще: смотреть, обидеть,

    Слышать, видеть, ненавидеть,

    Гнать, держать, дышать, вертеть,

    И зависеть, и терпеть.

  • Помню со школы такой стишок:

    Кстати очень действенный способ заучивания скучного правила, и сейчас часто вспоминаю стихотворение, чтобы верно написать слово.

    Для глаголов-исключений 1 спряжения стихов не знаю, но их и не так много. В начальных классах учили только два: брить и стелить. А будучи постарше узнали и о таком глаголе как зиждиться, но не думаю, что его кто-то часто использует в своей речи.

  • В свое время мы учили также наиболее известный стишок — запоминалку, который начинался так: quot;Ко 2 — ому же спряжению отнесем мы, без сомненья…quot;. С помощью этой запоминалки можно легко запомнить все глаголы — исключения из 1 — го и 2 — го спряжения.

    Вот этот стишок, эта запоминалка:

    Также отдельно есть и стишок про глаголы — исключения (стоит отметить, что таких исключений только два) I спряжения:

    Есть еще такой стишок — запоминалка, но думаю, что первый вариант наиболее легкий для запоминания:

  • Источник:

    подскажите стишок что бы легче запомнить глаголы-исключения

    Ирина Анисимова Ученик (127) 7 лет назадГнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на «е» писать нельзя! В них мы пишем букву «и». Как мы пишем, посмотри: Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь,

    И зависишь, и вертишь.

    Вечный студент Высший разум (145271) 7 лет назадк примеру Чк, чн, щн, нщ Тучный, скучный и мучной, Мощный, точный и речной, Кочки, бочки, точки, Дочки и сыночки, Есть в словах чк, чн И встречается щн. Знаем точно: в тех словах Мы не пишем мягкий знак, В сочетании чк Места нет для смельчака.

    Мягкий знак не нужен там, Это сразу ясно нам! Однородные члены предложения Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно. Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. Если же вдруг появился союз, То запятая тогда – лишний груз. Дети поют и смеются, Дружат и не дерутся.

    Если союз к нам пришел не один, Ставь запятую ты перед вторым. Я и пою, и танцую. Видишь, дружок, запятую? Перед союзами «а» и «но» Долгих сомнений быть не должно: Не думай впустую – Ставь запятую! Мы не шумим, а смеемся.

    Спорим, но не деремся! Кучка дерьма на краю пропасти Оракул (68439) 7 лет назад«Гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть, и вертеть, и дышать, и ненавидеть, и зависеть, и терпеть» .

    *Вариант: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть — Вы запомните, друзья, Их на «Е» спрягать нельзя. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на «-ить» , Исключая: брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держа

    И зависеть, и вертеть.

    Ирина Васильева Просветленный (31358) 7 лет назад»Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть» Можно и отдельно запомнить, применяя метод ассоциации: Глаголы-исключения на -еть: Представьте вора, который залез в пустую квартиру, но вдруг увидел там огромную собаку: Он будеть СМОТРЕТЬ на неё и будет её ВИДЕТЬ, буудеть НЕНАВИДЕТЬ, но ТЕРПЕТЬ, он хочет её ОБИДЕТЬ, но боится, потому что ЗАВИСИТ от неё, вот и ВЕРТИТСЯ. Глаголы-исключения на -ать: Представить себе лошадь: Вы её будете ГНАТЬ, будете ДЕРЖАТЬ и будете СЛЫШАТЬ, как она будеть ДЫШАТЬ. Артем Семыкин Профи (703) 2 года назад

    а

    Саша Гергелюк Ученик (121) 2 года назад

    незнам

    Настя Пр Знаток (315) 2 года назадГнать, дышать, держать, зависеть,Видеть, слышать и обидеть,А еще смотреть, вертеть,Ненавидеть и терпеть.Или иначе:Смотреть, терпеть, обидеть,Зависеть, ненавидеть,Видеть, слышать, гнать,

    Вертеть, дышать, держать.

    Аня Искорнева Ученик (189) 2 года назадГнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на «е» писать нельзя!

    В них мы пишем букву «и».

    АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ Ученик (165) 1 год назад«Гнать, держать, бежать, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,и зависеть, и терпеть,

    и ещё дышать, вертеть».

    Дима Шеварыкин Профи (826) 1 год назад

    Незнаю

    Макс Ученик (182) 1 год назад

    Нас так учили:
    Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависить и смотреть и опять терпеть, вертеть.

    Анжела ника Ученик (212) 1 год назад

    Просто выучи их

    Мария Пухова (Меженина) Знаток (398) 11 месяцев назад

    Спс

    Источник:

    Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов

    Умение грамотно писать – непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека.

    Русский язык – это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно “Мы знаем, что ныне лежит на всех…” чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

    Источник: https://soveti-masterov.com/bez-rubriki/kak-zapomnit-glagoly-isklyucheniya.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.