Каким образом управляет пилот бобом в бобслее

Каким по счету в борьбе спортсмен тормозит. Каким образом управляет пилот бобом в бобслее

Каким образом управляет пилот бобом в бобслее

В Любители кататься на саночках: 10 фактов о бобслее

1. Саночный спорт появился в 1884-1888 годах в швейцарских Альпах, где туристы забавлялись катанием на санках с гор наперегонки.

Однажды турист из Англии по имени Уилсон Смит связал вместе двое санок и с компаний друзей спустился на этой конструкции с горы.

Постепенно забава превратилось в соревнование с правилами и как спортивное состязание распространилось сначала по Европе, а спустя десятилетия стало популярно и по всему миру

2. Сани специальной конструкции, с рулевым управлением, которые были предназначены только для бобслея появились лишь к 1904 году. Эти сани называются “боб”. Отсюда и название спорта – бобслей.

Кстати, произнося название саней, правильно говорить с ударением на первую гласную “О”, например, “Команда мчится на бОбе”.

Это относится как к единственному числу, так и ко множественному – “Команды соревнуются на бОбах”.

Команда бобслеистов из швейцарского города Давос. Ок. 1910 г.

3. Сейчас бобы делают обтекаемой формы и изготавливают из разных материалов: стекловолокна, металла или даже кевлара. Они имеют две пары полозьев, передние из которых подвижны и используются для руления, а задние – неподвижны и оснащены тормозом. Перед каждыми соревнованиями судьи проверяют, чтобы острия полозьев не были смазаны для лучшего скольжения по льду.

4. По современным правилам, в бобслейном спорте мужские команды состоят либо из двух человек (двойка), либо из четырёх (четвёрка). Женские команды – только из двух человек.

Главное требование к 2-местным саням, чтобы они имели длину не более 2,7 м и весили не более 165 кг. Четырёхместные бобы должны быть в длину не более 3,8 м, а по массе не более 230 кг. Команды тоже имеют ограничения по весу. Например, общий вес “двойки” должен быть не более 200 кг, а “четвёрки” – не более 400 кг.

5. Команда-двойка состоит из пилота-рулевого и толкача-тормозящего. В команде-четвёрке роль толкачей выполняют двое бобслеистов, которые садятся в боб между пилотом и тормозящим. Они же во время спуска распределяют весовую нагрузку при прохождении поворотов.

Работа команды выглядит таким образом.

Этап 1. Старт! Команда бобслеистов, держать за выдвижные ручки, начинает разгонять боб. Часы начинают отсчёт времени после того, как передние полозья саней пересекут электронный луч таймера, который находится в 15 метрах от линии старта.

Этап 2. Первым в сани запрыгивает пилот-рулевой.

Этап 3. Затем в боб запрыгивают двое бобслеистов-толкачей.

Этап 4. Прежде чем сани наберут скорость в 25 миль/час (40, км/час), последним в боб запрыгивает тормозящий. В это время выдвижные ручки прячутся в корпусе саней. Протяжённость пути разгона составляет около 50 м.

6.Нередко бывает, что бобслеисты-толкачи приходят в этот спорт из других видов спорта, например из лёгкой атлетики, гандбола или спортивной гимнастики. Это говорит о том, что в бобслее очень важен толчок, разгон.

Функции рулевого заключаются в том, чтобы чётко проходить виражи и повороты, не касаясь стен. Это может привести к потере скорости или даже аварии. Тормозящий же, как очевидно, должен в конце спуска обеспечить остановку боба.

7.Одежда и обувь бобслеистов специально разрабатывается для этого вида спорта. Например, подошва обуви должна иметь шипы, количество которых жёстко регламентируется.

8.Трасса для бобслея представляет собой железобетонный желоб, вся внутренняя поверхность которого покрыта льдом. Чтобы лёд не таял, борта желоба оборудованы холодильными трубами-каналами.

Протяжённость трассы, количество виражей и перепады высот не являются постоянными.

Минимальная длина бобслейных трасс составляет около 1500-2000 метров, количество виражей – 15 и более, а перепады высот около 130-150 м.

9.Максимальная скорость боба во время спуска может достигать 150-160 км/час. И хотя бобслей нередко называют “Формулой-1 на льду”, на бобслеистов действуют нагрузки более чем 5 g – больше, чем на пилотов гоночных болидов.

10. Во время соревнований каждая команда должна совершить четыре зачётных спуска. При этом, даже если во время спуска сани перевернутся, но пересекут линию финиша, спуск считается действительным.

P. S. Этих десяти фактов достаточно, чтобы во время телетрансляций иметь представление о бобслейном спорте.

А пока новогодние праздники не кончились, бегите прочь от телевизоров, захватите пару-другую санок или салазок – и вперёд с любимыми, родными и детьми на ближайшую горку.

Для отдыха осталась всего одна неделя.

Бобслей (означает скоростной спуск на специальных санях) — это спортивные соревнования на санях с управлением, для определенного количества человек, используются ледяные спуски с очень крутыми виражами.

До того, как люди изобрели колесо, сначала появились сани. Поначалу люди долгое время перевозили на них какой-нибудь груз. Потом одному мужчине пришло на ум, что сани предназначены не только для работы, но и для спорта. Спорт, где есть — риск, азарт и скорость. Давайте узнаем, какая у нее история и что такое бобслей.

История бобслея

Бобслей и его история. Родиной это вида спорта Швейцария. В 1888 году англичанин Уилсон Смит закрепил между собой сани с доской и путешествовал на них из Санкт-Морицы в Челерину.

В конце XIX века в Санкт-Морице, был создан бобслейный спортивный клуб, там разработали главные правила соревнований для этого вида спорта. Сам экипаж саней состоял всего из пяти человек — двух женщин и трех мужчин.

Через определенное время, количество членов экипажа изменилось на 4, 5 и 2, но бывало и по 8 человек.

Бобслей начал развиваться только в странах Европы, там и стали проводиться соревнования, а далее и национальные чемпионаты. В первый раз национальный чемпионат прошел в Австрии в 1908 году, потом в Германии в 1910 году.

Для того, чтобы этот вид спорта развивался в дальнейшем, 23 ноября 1923 года в Париже создалась Международная Федерация бобслея. Она объединяет 50 национальных федераций. Год спустя, начали проводиться чемпионаты мира, а в 1924 году бобслей внесли в программу зимних Олимпийских игр.

Еще в то время, соревнования проводились на четырехместных санях, а уже в 1928 году — на пятиместных, но уже в 1932 году соревнования проводились на четырех и двухместных санях. Далее в 1980-х появляется Кубок мира. В начале 1990 года в Северной Америке и Европе дебютировали женщины.

Олимпийские игры были доступны только для мужчин, а начиная с 2002 года, в Солт-Лейк-Сити приняли участие и женщины.

Самое большое развитие, бобслей получил в Германии, Швейцарии, США, Австрии, Италии. В СССР этот вид спорта начал развиваться только с 1980 года. На Олимпиаде 1984 года в Сараево наша двойка (Зинтис Экманис и Владимир Александров) завоевали бронзовые медали.

Боб

Первые сани были сделаны в 1904 году. В начале развития этого вида спорта, сани делали исключительно из дерева, но в наше время боб делают из цельнометаллического корпуса и закрепляют на двух полозьях. Задняя пара — с тормозом неподвижная. Передняя пара — с рулем подвижная.

Используют только двухместные и четырехместные бобы. Длина четырехместного около 3,7 м, вес экипажа около 380 кг. Длина двухместного около 2,5 м, а вес экипажа должна быть не более 200 кг. Пилот сидит впереди и управляет передним мостом. Боб разгоняется до 160 км/ч.

Между задним и передним мостом есть тормоз, он может позволить остановить боб в случае надобности.

Каким бы отличным ни был пилот и даже быстрые и сильные разгоняющие, без быстрого боба бороться за высокое место невозможно. Сейчас же, Германия имеет лучшие разработки в этом уникальном виде спорта.

В немецком институте выделен огромный бюджет, что позволяет им, практически каждый сезон менять свои бобы, еще они делают эксперименты с деталями боба, каждый новый сезон готовят 40 вариантов полозьев.

Отбирают 4 лучшие пары, которые лучше едут, в любую погоду.

Возрождение американского боба произошло в 20 веке, эта заслуга Джеффа Бодина. Самый Первый отечественный боб СССР был сделан для Олимпиады в 1984, на Рижском заводе ВЭФ, и его признали передовой моделью. Неимоверные усилия производственников были отблагодарены бронзовой медалью экипажа-двойки, в ее состав входил: Зинтис Экманис и Владимир Александров.

Цена одного двухместного боба колеблется от 50 до 125 тыс. долларов, а четырехместного от 140 тыс. долларов.

Бобслейная команда

С самого начала команда состояла из 5-6 человек. Но уже в 1930 году состав состоял из 2-4 человек. Вся команда состоит всегда из пилота и одного разгоняющего. А в бобах-четверках двух разгоняющих, пилота и тормозящего. От тормозящего зависит своевременная остановка боба.

Пилот располагается впереди, тормозящий сидит в самом конце и отвечает за остановку. В середине двое разгоняющих, которые занимаются толканием боба на старте, а во время самой гонки пытаются сохранить равновесие.

Тормозящий и разгоняющий очень сильные физически. Обычно, они занимаются тяжелой атлетикой. Еще присутствует небольшое дополнение, бобслеистам обязательно необходимы специальные костюмы, которые предохраняют спортсменов от холода, но при этом должны быть очень легкими.

Команда, которая финишировала с самым лучшим временем — становится победителем.

Самая первая команда в СССР собрана в 1980 году. Но, до 1985 сборная тренировалась только в немецком городе Оберхоф, потому что своих собственных трасс в стране не было. На последних Олимпийских Играх в Сочи (2014), российские бобслеисты выступили хорошо.

Бобслейная трасса

Трассы бывают очень разные. Обычно трассы идут минимальной длины — 1500 метров, но присутствуют желоба большей протяженности, там естественно, число сложных виражей больше.

На опасных виражах стенки желоба возвышаются метров на 6.

Самые лучшие трассы делают из бетона, вдоль длины стенок желобов специально вставляют очень холодные трубы, из-за этого температура льда постоянная, и никогда не тает.

В 1903 году в Санкт-Морице была сконструирована самая первая бобслейная трасса, протяженность ее была около 1500 м. Теперь для спортсменов этот замечательный город стал культовым.

В 1994 году в Норвегии организаторы Олимпийских игр проложили трассу в полном соответствии с рельефом, они создали повороты около препятствий так, что не пришлось пилить деревья. Здесь, спортсмены соревновались на 1364-метровой трассе с 15-16 поворотами и виражами.

Вся длина желоба составляет 1400-2000 м, его уклон — от 8 до 16 градусов. Обычно трасса имеет до 20 виражей разной степени трудности. Стенки желоба должны быть покрыты слоем естественного, либо искусственно льда.

Спуски очень скоростные, травмы и гибель спортсменов в этом виде спорта бывают достаточно часто. В 1950 году в Шамони (Франция) погибло три спортсмена, все это произошло в один день.

Спустя некоторое время, после этого события в целях безопасности спортсменов профиль трассы изменили, чтобы рулевой имел абсолютный контроль над санями.

Во время всего спуска, боб может развить максимальную скорость 130 км/ч всего за одну минуту.

На Олимпиаде в Лейк-Плэсид в 1932 году длина трассы была 2365 м, перепад высоты 228 метров, на самой же трассе было около 26 виражей и поворотов.

, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://fs-ladyfit.ru/elektro/kakim-po-schetu-v-borbe-sportsmen-tormozit-kakim-obrazom.html

БОБСЛЕЙ

Каким образом управляет пилот бобом в бобслее
статьи

  • Боб.
  • Скорость.
  • Правила.
  • Соревнования.
  • Организация.

БОБСЛЕЙ, (от англ.

bobsleigh, bobsledding – сани для катания с гор) – скоростной спуск с гор на цельнометаллических управляемых санях по специально оборудованному ледяному желобу, зимний командный вид спорта, один из самых скоростных и опасных видов, входит в программу Зимних Олимпиад. Начал развиваться как вид спорта еще в 19 в.

В 1884 жители швейцарских Альп соревновались в скоростном спуске с горы от городка Санкт-Мориц до городка Селерина, где на финише победитель получал приз – бутылку шампанского.

Первые стальные сани («боб»), похожие на современные, приблизительно в 1900 построил Карл Бенцинг, немецкий оптовый торговец текстильными изделиями.

Первая трасса для бобслея была проложена в 1902 в городке Санкт-Мориц, и там же в 1923 была сформирована Международная федерация по бобслею и тобоггану (вид саней без полозьев, существовавших у североамериканских индейцев). Первый чемпионат мира по бобслею проходил в 1927 также в Санкт-Морице.

Бобслей вошел в программу уже самых первых зимних Олимпийских игр – в 1924. В настоящее время соревнования по бобслею проводятся как среди мужчин, так и среди женщин.

Если в первые годы существования этого вида спорта сани для бобслея делали, в основном, из дерева, то сегодня корпус боба изготавливают из стеклопластика, алюминия и даже из специального особо прочного материала кевлара, из которого производят бронежилеты.

Кузов устанавливается на стальное шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на металлические полозья, похожие на коньковые.

Подвижный передний мост позволяет пилоту управлять санями, летящими по желобу со скоростью значительно превышающей 130–150 км/час.

Между передним и задним мостами расположен тормоз из особо прочной стали в виде гребенки, позволяющий останавливать боб в случае необходимости. Передняя часть боба называется носовым конусом, максимальный вес саней составляет около 630 кг.

Конструкции современных бобов разрабатываются в соответствии с достижениями науки и техники, их новые образцы испытываются в аэродинамических трубах, они чрезвычайно дороги.

Интенсивные исследования по созданию все более скоростных бобов настолько интересуют конкурирующие страны, что их представители нередко занимаются промышленным шпионажем, воруя друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций и узлов.

Боб

Существует сани двух видов – двухместные и четырехместные. Длина двухместного боба – 2,7 м, ширина 0,67 м, его масса не может превышать 165 кг, совокупный вес членов экипажа – не более 200 кг. Показатели четырехместного боба, соответственно, составляют 3,8 м при той же ширине, масса саней 230 кг, вес экипажа – 400 кг.

Главным членом экипажа является пилот-рулевой, он обладает полномочиями капитана команды и сам подбирает ее состав: толкачей и тормозящего.

В бобе рулевой располагается впереди и управляет передним мостом с помощью двух колец, соединенных гибкими тягами с передними полозьями; сидящий в хвосте корпуса тормозящий отвечает за остановку боба и вовремя приводит в действие тормозной стержень.

В середине четырехместного боба располагаются двое толкачей, которые сначала выполняют важную для всего спуска работу: разгоняют боб на старте. Но в процессе самого спуска они служат лишь «разумной» нагрузкой и смещаются в нужную сторону на очередном вираже, согнувшись как можно ниже и спрятав головы, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.

Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов. Как правило, до бобслея многие из них занимаются тяжелой атлетикой, достигнув в ней высокого уровня. В конце 20 в. бобслеем начали заниматься не только мужчины, но и женщины.

Скорость

Наибольшая скорость тяжелого четырехместного боба на трассе может превышать 150–160 км/ч. Максимальная скорость более легкого боба-двойки несколько меньше. Длина желоба составляет 1500–2000 м, его уклон – от 8 до 15 градусов. Трасса обычно имеет до 15–20 профилированных виражей различной степени трудности.

Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда. Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде нередки. В 1950 на трассе бобслея в Шамони (Франция) в один день погибли три спортсмена.

После этого в целях безопасности профиль трассы изменили так, чтобы обеспечить рулевым полный контроль над санями.

Трассы бобслея бывают разные.

Больше всего трасс минимальной длины – 1500 м, но есть желоба большей протяженности и с большим числом сложных виражей, где от рулевого требуется высокое мастерство, чтобы точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, что обычно резко снижает скорость боба и ухудшают конечный результат. На особо крутых виражах стенки желоба обычно возвышаются метров до 6. Лучшие современные трассы обычно выполняются из бетона, вдоль всей длины стенок желобов вделаны холодильные трубы, в результате чего температура льда поддерживается постоянной, и он никогда не тает. Организаторы зимних Олимпийских игр 1994-го в Лиллехаммере (Норвегия)проложили трассу бобслея в строгом соответствии с рельефом местности, создав повороты около естественных препятствий так заботливо, что им не пришлось спилить ни одного дерева.

Правила

Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости. Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта.

Правила позволяют бобслеистам во время спуска меняться местами в бобе, хотя это бывает крайне редко. Все члены команды обязаны иметь шлемы, их форма выполнена из специальной ткани, снижающей силу сопротивления воздуха при движении, а также наколенники и очки.

В том случае, если во время соревнований член команды получает травму, он может быть заменен другим. Если повреждения в ходе соревнований получают сани, они по решению судей могут быть заменены другим бобом того же типа.

На подошвах обуви членов команды, которую перед стартом проверяют судьи, имеются до ста микрошипов, позволяющих спортсменам разгонять сани, не оскальзываясь при этом на ледяной поверхности старта.

Во время соревнований команда может быть дисквалифицирована, если ее члены не имеют защитных шлемов.

Кроме того, дисквалификации подлежат команды, уличенные в подогреве полозьев боба для лучшего скольжения или использующие дополнительный балласт для повышения скорости спуска.

Правила также запрещают участникам команд иметь на шлеме, одежде или санях рекламу фирм, не согласованную с организаторами соревнований.

Соревнования

В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, победительницей становится та, чье суммарное время (по всем 4 спускам) минимально.

С 1957 по 1968 на всех крупных международных соревнованиях побеждала итальянская команда, возглавляемая рулевым Эудженио Монти; итальянцы, имеющие трассы высокого класса, выиграли 11 чемпионатов мира, а на Олимпиаде 1968-го заняли первые места по спускам на бобе-четверке и бобе-двойке. В 1976 в Инсбруке (Австрия) мировым лидером по бобслею стала команда ГДР благодаря тому, что у ее боба были лучшие аэродинамические характеристики – более совершенная обтекаемая форма с предельно гладкой поверхностью обшивки, а также самые рослые и мощные толкачи; капитаном ее был Майнард Немер. Он привел свою команду к победам и на четверке, и на двойке. В 1984 такого же двойного успеха добился пилот из ГДР Вольфганг Хоппе. В период с 1976 по 1984 команда ГДР завоевала 10 из 18 медалей, причем 6 из них – золотые.

Популярность бобслея постоянно растет. На зимних Олимпийских играх 1988-го в состязаниях по бобслею участвовали команды даже таких государств как Виргинские острова, Мексика, Австралия, Новая Зеландия, Португалия, Тайвань и Монако, между прочим, в команде последнего рулевым на бобе-двойке выступал сам принц Альберт.

Тогда же команда Ямайки, возглавляемая Дадли Стоуксом, покорила сердца болельщиков своим лихим стилем и непредсказуемой манерой управления санями. Во время одного из спусков их четверки боб, завалившись на бок, взлетел в воздух и врезался в стенку желоба.

Никто из членов команды не пострадал, но впоследствии ее рискованные олимпийские выступления стали основой видового фильма Ледовые гонки (Cool Runnings).

Организация

Бобслеисты мира объединены в Международную федерацию бобслею и тобоггану, в настоящее время в нее входят 60 стран. Среди них имеются страны с жарким климатом, такие как Антильские острова, Израиль, Бермудские острова, Индия, Мексика, Ливан, Тринидад и Тобаго и др.

В СССР бобслей как вид спорта не существовал до 1980, когда в Латвии первые энтузиасты бобслея сконструировали и построили сани собственной конструкции из заводских отходов.

Кстати, на Олимпиаде в Сараево в 1984, где советские бобслеисты Синтис Экманис и Владимир Александров в единственный раз за всю историю участия СССР/России в зимних Олимпиадах завоевали «бронзу», эта оригинальная конструкция советских инженеров была признана одной из наиболее удачных.

Ряд ее узлов и деталей были даже впоследствии заимствованы крупными международными компаниями, строящими сани для сильнейших бобслеистов мира.

Основными «бобслейными» странами, чьи спортсмены в основном первенствуют на зимних Олимпиадах, розыгрышах Кубков и Чемпионатов мира, считаются Швейцария, Германия, Италия, Австрия, Канада.

На последней Олимпиаде в Турине (2006) победителями в заездах бобслеистов на бобах-двойках стали Андре Ланге и Кевин Куске (Германия), на втором месте оказались канадцы Пьер Людерс и Лассель Браун, на третьем – швейцарцы Мартин Аннен и Бит Хефти. Лучшие из российских спортсменов, Александр Зубков и Алексей Воевода стали четвертыми, причем эта пара смогла установить скорости разгона на старте.

В соревнованиях бобов-четверок на Олимпиаде в Турине-2006 победила опять-таки немецкая команда во главе с Андре Ланге (Рене Хоппе, Кевин Куске, Мартин Путце), вторыми стали россияне – Александр Зубков, Филипп Егоров, Алексей Селиверстов, Алексей Воевода).

В соревнованиях женщин на бобах-двойках победили немки Сандра Кириасис и Аня Шнайдерхайнце, второе место заняли американки Шона Робок и Валери Флеминг, третье – итальянки Герда Вассенштейнер и Дженнифер Исакко. Российские бобслеистки заняли на Олимпиаде-2006 седьмое место.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/sport/BOBSLE.html

Слиться с бобом

Каким образом управляет пилот бобом в бобслее

России нет

Четверка крепких парней выносит на старт гоночные сани и привычными движениями ставит их на коньки. Зеркальная поверхность боба отражает черные шлемы атлетов.

Забрала на их лица уже опущены, поэтому волнения в глазах не разглядеть. Зато можно увидеть накаченные бицепсы под облегающими костюмами. Чтобы тягать тяжелые бобы, атлетам нужны сильные руки и ноги.

Звучит сирена, спортсмены сжимаются как пружины и начинают перекличку.

— Готов? — кричат разгоняющие.

— Да! — кричит пилот.

— И! — кричат они все вместе.

Спортсмены-пружины распрямляются и толкают со всей дури боб в ледяную трубу. У них есть пятьдесят метров и пять секунд, чтобы разогнаться и по очереди запрыгнуть в машину. Сначала пилот — Максим Андрианов, а за ним разгоняющие — Алексей Зайцев, Руслан Самитов и Юрий Селихов. Все на местах, и экипаж уверенно скользит к финишу.

— Как разгон? — спрашиваю у ребят после съезда. Я уже знаю, что хороший старт — еще не победа, но плохой — точно поражение.

— Надо еще тренироваться, — тяжело дышат спортсмены. У них есть несколько минут, чтобы перевести дух.

— Волнуетесь, что в самый ответственный момент что-то может пойти не так?

— Если так думать, то что-нибудь точно пойдет не так, — гогочут они.

— Мы уже свое отволновались, пока проходили кучу отборов и тестов для Олимпиады. Сейчас волноваться нечего, нужно просто делать свое дело, — объясняет Юрий Селихов, бобслеист-богатырь. Высокий рост, косая сажень в плечах и широкая улыбка до ушей.

— А были сомнения «ехать — не ехать на соревнования под нейтральным флагом»?

— Посмотрите на нас: мы живем спортом, разве мы можем отказаться от Олимпиады? Не все нас, конечно, понимают. Я видел много негативных комментариев: «Куда вы едете? За какую страну будете выступать? России там нет». А разве мы не Россия?

Я сразу вспоминаю красные футболки хоккеистов с надписями «Россия в наших сердцах».

— Мы едем, чтобы защищать честь своей страны. Чтобы доказать, что все наши спортсмены чистые и сильные. Что нам не нужен допинг, чтобы побеждать.

— Закалила вас эта непростая обстановка?

— Закалила! Еще как закалила, — четверка снова дружно взрывается смехом. — И физически, и психологически. На Олимпиаде собрались самые сильные спортсмены, но и мы не слабые. Так что пожелайте нам удачи.

И я, конечно, желаю им удачи.

Вещий Алексей

Трибуны ревут. Болельщики размахивают российскими флагами. Мужики орут и обнимаются. Девушки плачут от радости и размазывают тушь по щекам. Российские бобслеисты на пьедестале!

Такие сны видит перед олимпийским стартом пилот Алексей Стульнев. И он надеется, что эти сны исключительно вещие.

— Только в снах все перековеркано, — уточняет он.

— Это как?

— Едешь себе на бобе, поворачиваешь — и вдруг вираж исчезает или уклон проваливается.

— Но это вам не мешает долететь до финиша и победить?

— Нет. А вам сны точно можно рассказывать? — на всякий случай уточняет Алексей.

— Нужно, — утвердительно киваю я.

— Последний раз мы завоевали бронзу. Все как наяву было: и цветы, и медали.

— А почему медали не золотые? — разочарованно спрашиваю я. — Болельщики всегда ждут от спортсменов только первых мест.

— В данной ситуации для нас и третье место как первое. МОК отобрал у нас сильнейших спортсменов. Думаете, это просто так?

Думаю, что нет. И что теперь бобслеистам, и скелетонистам, и конькобежцам, и всем-всем-всем придется сражаться и за себя, и за того Касьянова, и за того Третьякова, и за того Легкова, и за многих других, которые остались за бортом Олимпиады.

— Когда на канадском Кубке мира мы узнали о первых «зачистках», мы были просто в шоке. Но верили, что суд разберется. Помню, на бобслеях, скелетонах, санях ребята писали «Правда за нами! Сочи-2014».

Правда оказалась действительно за нами. Главный спортивный суд CAS атлетов оправдал и пожизненную дисквалификацию отменил. Только МОК почему-то этих спортсменов в Пхенчхан все равно не пустил.

— Я стараюсь меньше думать обо всем этом, — вздыхает Алексей. — Все-таки от головы многое зависит в пилотировании трассы. Чем меньше негатива, тем лучше.

Негатива на Алексея вылилось немало. МОК осудил не только его друзей и коллег, но и жену, бобслеистку Ольгу Стульневу. К счастью, как и других спортсменов, CAS оправдал ее полностью.

— Оля уже завершила карьеру спортсменки. Поэтому для нас эта тема дисквалификации была не такой болезненной… Но давайте поговорим о чем-нибудь другом.

— Давайте, — быстро соглашаюсь я. — О чем вы думаете перед Олимпиадой?

— О трассе, о разгоне, о том, чтобы мы с Васей, — кивает он в сторону своего разгоняющего, — стабильно проехали все четыре заезда. Тогда можно рассчитывать не только на бронзу, но и на золото.

В бобслее борьба идет за сотые доли секунды. По сути, все усилия спортсменов и тренеров — ради одного мгновения. Именно оно отделяет победителей от проигравших. Иногда за это время человек даже моргнуть не успевает.

— Что если ваш разгоняющий в решающий момент упадет?

— Может быть такое, — кивает спортсмен. — Но лучше, чтобы не было.

— А бывало?

— Конечно. На одних соревнованиях мы ехали в бобе вчетвером, и двое разгоняющих выпали. Мы доехали без ребят, но нас, конечно, дисквалифицировали.

— Наверное, потом разбирались по-мужски, кто прав, а кто виноват?

— Да, мы все эмоциональные. Бывает, орем, но быстро успокаиваемся. Все ошибаются, и я не исключение.

— А вы берете с собой на соревнования какой-то талисман на удачу?

— У меня есть счастливая футболка с надписью «Россия». Я без нее на соревнования не выхожу.

— Как же вы без нее на Олимпиаде будете — российская символика ведь сейчас под запретом?

— А я футболку под комбинезон надену, и никто не увидит.

— Только ты комбинезон ни в коем случае не расстегивай, а то проблем огребем, — смеется разгоняющий Василий Кондратенко, который пришел звать товарища на тренировочный старт.

Модели на старте

Болид проносится по ледяному желобу. Невысокая блондинка с короткой стрижкой тут же делает какую-то пометку в своем планшете. Надежда Орлова внимательно следит за каждым движением своих подопечных.

— Ну что там, Надежда Анатольевна? — подбегает к ней после заезда хрупкая девушка с ясными, немного напуганными глазами. Видимо она чувствует, что сделала что-то не так.

— Ты зачем делаешь лишние шаги? Висишь на ручке! Тормозишь! — делает ей замечание тренер спокойным, без единой нотки раздражения голосом.

Взволнованная девушка быстрым шагом возвращается назад. Ее пушистые волосы растрепались под шлемом и теперь развеваются на ходу. А Орлова снова выжидающе смотрит на трассу.

— Вы не сильно ее… рубанули? — пытаюсь я подобрать слова.

— Нет. Я раньше думала, надо быть с ними мягкой — они же девочки. А потом поняла: ничего подобного! Они спортсмены. А как только начинаешь их жалеть, они превращаются в девочек — и расклеиваются на глазах.

— Как вы их успокаивали, когда МОК начал отстранять бобслеистов от Олимпиады?

— Никого успокаивать не пришлось. Потому что все понимали, что это просто политика. Когда Шокшуевой не пришло приглашение на игры в Корее, мы сразу послали запрос в РУСАДА: есть ли причины по допингу? Пришел ответ, что нет. Тогда все стало ясно.

— Вы разозлились?

— Да, но по-спортивному, — уточняет тренер. — Наша скелетонистка, Лена Никитина, которую тоже не допустили к зимним играм, писала в своем Инстаграме: «Раньше я не понимала, что такое спортивная злость…» Думаю, сейчас все поняли, что это такое.

— И что это такое?

— Это сила. Благодаря которой ты стискиваешь зубы и идешь до финиша, как бы тебя ни гнули.

— А нужно ли в такой ситуации идти до финиша? Один священник написал олимпийцам такое послание:

«Не продавайте родину, ребята —

Не стоит та медаль такой цены»

— Солдаты за родину бросаются в бой, а не отсиживаются в окопах и не ждут, когда враг сам отступит. Мы сейчас тоже солдаты. Мы боремся за эти медали не лично для себя, а чтобы в будущем спортсмены выступали с флагом и гимном.

На старте снова меняются экипажи. Надежда Орлова нагибается через бортик, чтобы разглядеть, кто сейчас будет разгоняться. Статная брюнетка Анастасия Кочержова и блондинка модельной внешности Надежда Сергеева толкают гигантские сани. И откуда у них только силы берутся?

— Почему такие красотки выбирают такой неженский спорт? — недоумеваю я.

— А они не выбирает, — смеется Орлова. — Чаще всего тренеры сами уговаривают спортсменок. А те еще капризничают: да ну, что это за спорт?» Это только сейчас бобслей стал популярным, а раньше у нас мало кто про него знал. Меня три года звали, прежде чем я сюда из легкой атлетики пришла.

— И почему согласились?

— Потому что это скорость и адреналин…

— Ага, а еще штанги и гири.

— Ну, без этого никак, — разводит она руками. — Чтобы ездить на бобах, нужны сила и хороший вес. Юлька Беломестных сначала никак набрать не могла. Весы показывали 66, и хоть умри. А сейчас стрелка стабильно клонится за 70.

— Но девочки же всегда хотят быть хрупкими и беззащитными!

— Но мы же не жирные, а крепкие, — успокаивает меня Орлова. — Вон смотри, какие модели стоят!

Опустить забрало

Говорят, что, хотя бобслеистки с виду непробиваемые, внутри они очень сентиментальные. И что боб для них — как живой человек. И они даже могут с ним договориться так, что он первым долетит до финиша. Но чтобы это случилось, нужно найти с бобом «общий язык»…

— Он весит 180 килограммов, а ездит со скоростью 100 километров в час, поэтому его непросто удержать, — жалуется Юля Беломестных. — Когда я первый раз села в боб… это был ужас! На вираже меня придавило, а потом начало высасывать на трассу. Я еле удержалась.

Сейчас разгоняющая в санях выглядит вполне уверенной, как и ее пилот Александра Родионова. Хотя той тоже пришлось набить синяки, прежде чем она научилась управлять бобом.

— Я была в шоке от своих первых заездов, — округляет глаза Александра. — Думала, что мне за трактор дали: все трясет, громыхает… А потом я прониклась и впала в эйфорию.

Александра Родионова пришла в бобслей из санного спорта. Поэтому долгое время не могла привыкнуть к командной игре.

— Я одиночка и в спорте, и в жизни. Первое время мне было вообще до фени, кто за мной бежит — в голове только одна мысль: не уронить боб. Теперь я понимаю, что нужна слаженность в команде.

— А как добиться этой слаженности?

— Пилот должен быть уверен в своих действиях, а разгоняющий — верить в своего пилота.

— Вы верите в своего пилота? — спрашиваю я Юлю.

— Да, — отвечает она, не задумываясь ни на секунду.

В Александру верю даже я, хотя мне, конечно, никогда не приходилось вместе с ней лететь на огромной скорости в бобе. У спортсменки уверенный взгляд и твердый шаг. А какая спина! Даже сейчас, после тренировки, когда мы втроем удобно устроились на лавочке, она все держит спину ровно.

— А что вы делаете, когда ссоритесь?

Я с разгоняющими не ссорюсь, — мотает головой Александра. — Я понимаю, что это продолжение меня. Концентрируюсь на траектории и веду сани. А Юлька мне помогает.

— Когда мы летим на виражах, — объясняет разгоняющая, — я расслабляюсь и сливаюсь с бобом. Тогда я чувствую его движение и могу наклоняться вместе с ним.

— Ты в первый раз будешь лететь по олимпийской трассе. Не страшно?

— Зачем бояться? От страха можно «выгореть» — и все. Это очень серьезные соревнования и большая ответственность.

— Я сейчас заплачу… — умиленно смотрит на свою разгоняющую Родионова. Это уже ее третья Олимпиада. Правда, в первых двух она ездила на санках, а не на бобе.

— Ну вот, вы меня спросили, и мне стало страшно… — растерянно смотрит Юля. Родионова хлопает ее по плечу.

— Вы уже придумали план, как победить ваших соперниц канадок?

— Неожиданно приехать и неожиданно победить, — Александра «пилотирует» не только на трассе, но и в разговоре. — Никто же от нас этого не ждет — думают, что мы пали духом и вообще испугались.

— А почему вы не испугались?

— Я не читала комментарии, не смотрела телевизор.

Я просто выходила на старт и тренировалась. Когда опускаешь забрало на шлеме, престаешь обращать внимание на себя и свои мысли. Есть только ты и трасса.

Источник: https://expert.ru/russian_reporter/2018/03/slitsya-s-bobom/

Ломать сани и ноги, но не сдаваться и выступить на семи Олимпиадах. Бобслей на Ямайке – жесть

Каким образом управляет пилот бобом в бобслее

Спортсмены, для которых важно участие, а не победа, еще существуют. В Пхёнчхане выступили мексиканский лыжник Герман Мадрасо (отставание от лидера полчаса на 15 км) и венгерская фристайлистка Элизабет Суэйни (ни одного трюка в лыжном хафпайпе).

Атлетов, не рассчитывающих на высокие места, уже 30 лет вдохновляет пример Калгари-88. Эти Игры мир запомнил благодаря двум событиям: прыжку Эдди «Орла» и заезду сборной Ямайки по бобслею. В Великобритании лыжи с трамплином так и не вошли в моду.

А вот бобслей на Карибах до сих пор занимает особое место.

Начало. Отряд Дадли Стокса

Джордж Фитч и сувениры с Олимпиады-1988Getty Images

Ямайский бобслей начался с двух американских бизнесменов, Джорджа Фитча и Уильяма Малоуни. Они часто летали на Ямайку по семейным и рабочим делам. Однажды Фитч и Малоуни попали на гонку миникаров – самодельных тележек, съезжающих со склона.

Они отдаленно напоминают бобслей: тоже никакого двигателя, все зависит исключительно от массы и геометрии транспортного средства и умения пилота повернуть в нужный момент. На Ямайке этот вид спорта пользуется популярностью, но серьезным его назвать сложно.

Уильям и Джордж решили перенести любовь аборигенов к скорости в более массовую зимнюю дисциплину. Их поддержал местный Олимпийский комитет.

Перспективы выступления на ОИ оказались для ямайцев не столь интересными, как предполагали бизнесмены. Легкоатлеты отказались менять вид спорта, а физическая форма простых жителей была далека до профи. Тогда предприниматели попросили помощи у ямайской армии.

Там в добровольно-принудительном порядке вызвались трое: лейтенант Дэвон Харрис, капитан авиации Дадли Стокс и рядовой Майкл Уайт. Единственным гражданским был железнодорожник Сэмюел Клейтон. Стокс пилотировал вертолет, и команда решила, что с управлением боба он тоже справится.

Первые тренировки ямайцы проводили на военной базе в бобе на колесах.

Только что созданная Федерация бобслея Ямайки, которую возглавил Джордж Фитч, профинансировала сборы в Калгари, Лэйк-Плэсиде и австрийском Иглсе. К команде присоединились еще двое – Фредерик Пауэлл и Касвелл Аллен.

Тренером стал австриец Зеп Хайдахер – он до сих пор считается крестным отцом ямайского бобслея. У команды долго не получался нормальный спуск: не было ни мастерства, ни снаряжения.

Из-за отсутствия денег на собственный боб Стокс и компания одалживали резервные сани у других команд.

Сборная Ямайки быстро прославилась, когда американская пресса узнала об экзотической команде. Растущая популярность вынудила Международную федерацию бобслея и скелетона зарегистрировать команду и занести ее в общий рейтинг. Поскольку минимальных олимпийских нормативов еще не было – правило Эдди «Орла» будет введено как раз после Калгари-88 – этого было достаточно для Олимпиады.

Темнокожие парни с дредами вызвали ажиотаж в Калгари, вскоре о них знали уже все спортсмены и зрители. При этом отлично продавались футболки, свитеры и прочая сувенирная продукция с ямайской символикой. Но условия для тренировок у ребят были не очень: вместо трека они мучились на замерзшем озере.

Первоначально команда заявилась только в двойки. На старт вышли пилот Стокс и разгоняющий Уайт. По итогам четырех попыток ямайцы заняли 30-е место из 41, обойдя другие не самые зимние страны – Португалию, Новую Зеландию, Мексику и Американские Виргинские острова. Но главное – они стали первыми представителями Ямайки на зимней Олимпиаде. После успеха бобслеисты все-таки заявились в четверки.

Сборная Ямайки по бобслею Калгари-88Getty Images

Возникли две серьезные проблемы. Первая – не было четырехместного боба. Стокс и компания взяли его в аренду и нарисовали на нем флаг Ямайки. Вторая намного серьезнее: в ходе одной из озерных тренировок Касвелл Аллен упал и сломал ногу, а заменить его было некем. На помощь пришел брат пилота Нельсон Стокс, который приехал в Калгари как болельщик. Команда научила его азам бобслея за три дня.

После двух попыток Ямайка шла предпоследней. Сначала у боба сломался тормоз, потом в него неправильно запрыгнул Майкл Уайт. Славу ямайскому бобслею принес третий заезд. Показав седьмой разгон среди всех участников, экипаж Стокса в одном из поворотов потерял контроль и опрокинулся. Поднявшись, команда дошла до финиша пешком под аплодисменты зрителей. С четвертой попытки пришлось сняться.

Через пять лет по мотивам истории «Дисней» снял фильм «Крутые виражи». Как обычно, сюжет имеет мало общего с реальностью: в ванне никто не тренировался, ни с кем из соперников ямайцы не конфликтовали, а после падения сами они боб к финишу не тащили.

Развитие успеха и одинокая звезда

Стокс и компания не ушли из бобслея. В Альбервиле-92 они проехали все четыре попытки и заняли 25-е место из 31. В двойках у них было уже две команды.

Пика успеха экипаж достиг через два года в Лиллехаммере, где стал 14-м. Ямайка опередила даже вторые команды США и России. Нагано-98 были последними Играми Дадли Стокса – 21-е место.

Там же пилотировал двойку бывший участник его команды Дэвон Харрис.

Сборная Ямайки по бобслею Нагано-98. Экипаж Дадли СтоксаGetty Images

Преемником Дадли стал Уинстон Уоттс. Пилот посредственный, но за ним – феноменальный разгоняющий Ласелль Браун. В Солт-Лейк-Сити-2002 они показали лучший разгон в истории трассы, но в итоге стали лишь 28-ми.

Понимая, что перспектив на высокие позиции со сборной Ямайки нет, Браун принял канадское гражданство. Его дело взял под контроль лично премьер-министр Канады и разрешил ускорить процесс, чтобы спортсмен успел заявиться за сборную.

Он попал в команду Пьера Людерса, с которым сразу взял золото чемпионата мира в двойках и бронзу в четверках. В Турин-2006 сборная Ямайки не отобралась, но благодаря Брауну им было за кого болеть.

Канадская команда выиграла серебро в двойках – таким образом, Ласелль стал первым олимпийским призером из Ямайки. За физическую мощь он получил прозвище Черный носорог.

После нескольких неудачных заездов Браун и Людерс поссорились и больше вместе не катались. «Я буду с ним в одной команде, только если Иисус попросит меня об этом», – сказал Ласелль. Он присоединился к экипажу Линдона Раша, с которым на домашней Олимпиаде в Ванкувере выиграл бронзу в четверках.

В 2011-м его попросила о помощи сборная Монако, у которой не было нормального разгоняющего. Отказать князю Альберту, который сам выступал в бобслее на Олимпийских играх, было нельзя. Это уже третья страна, которую Браун представлял на международном уровне. Но перед Сочи он вернулся в команду Раша. Канадцы стали девятыми как в двойках, так и в четверках.

Прилетел Браун и в Пхёнчхан, где с Кристофером Спрингом занял 10-е место.

Линдон Раш, Дэвид Биссетт, Крис Ле Биан, Ласелль БраунGetty Images

Возвращение в Игры и женский дебют

После 12-летнего перерыва сборная Ямайки вернулась на Олимпиаду в 2014-м в соревновании двоек. Управлял бобом все тот же Уинстон Уоттс, который начинал вместе с Ласеллем Баруном. На тот момент Уоттсу было 47.

Поездка в Сочи долгое время была под угрозой срыва: у команды не было денег. На помощь пришла компания Самсунг, которая оплатила подготовку, оборудование и перелет в обмен на возможность снять сюжет о современном ямайском бобслее.

Еще 120 тысяч долларов команда добрала краудфандингом.

Но приключения не закончились. Во время пересадки при перелете из Кингстона в Сочи потерялось самое главное – боб. К счастью, сани быстро нашлись, команда благополучно выступила и заняла 29-е место из 30. Ниже только сербы, дисквалифицированные в третьем заезде.

В Пхёнчхане сборной Ямайки нет ни в двойках, ни в четверках. Поправка: мужской сборной. Зато впервые появилась женская. Вообще девушки гоняют бобы на Ямайке столько же, сколько и мужчины – с конца 80-х. Но на более-менее серьезный уровень они вышли только сейчас.

Перед Олимпиадой-2018 команда разругалась с тренером – немкой Сандрой Кириасис. проблема заключалась в том, что Кириасис принадлежали сани.

Она покинула тренировочный лагерь и забрала их с собой: «Либо мне платят 20 тысяч Евро за мою работу, либо можете забыть о бобе». На выручку пришла ямайская пивная компания.

В твиттере они разместили объявление, в котором призывали всех скинуться девчонкам на новые сани.

Через несколько дней у них было 62 тысячи долларов. «У вас есть новый боб», – это уже следующий твит.

Благодаря этой акции Джазмин Фенлатор-Викториан и Кэрри Рассел все-таки выступили и заняли 29-е место, опередив лишь команду Нигерии.

Джазмин Фенлатор-Викториан и Керри РасселлGetty Images

Помимо Ямайки в бобслее много экзотических команд. Но именно эта сборная регулярно обращает внимание широкого зрителя харизмой и постоянными передрягами. За тем, как ямайцы из них выбираются, не без иронии следит весь мир. Но по-другому жители солнечного острова, похоже, не могут.

Сноубордистка выиграла Олимпиаду в горных лыжах. Кто она и как такое вообще возможно

43-летний мексиканец финишировал последним, но сорвал овации. 2 года назад он впервые встал на лыжи

Самые крутые фото и видео из мира спорта в нашем инстаграме

Источник: https://www.eurosport.ru/bobsleigh/story_sto6646866.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.