Музыкальные инструменты народов мира

Содержание

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах. – MUSIC ACADEMY

Музыкальные инструменты народов мира

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки.

Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси.

Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре – домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен.

Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства.

Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин.

В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён.

Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру.

Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды.

Источник: https://shademark.ru/notnaya-gramota/russkie-narodnye-instrumenty-simvolichnost-klassifikatsiya-istoriya-v-imenah.html

Десятка самых интересных и необычных музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты народов мира

Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную.

Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии.

И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию. Предлагаем ознакомиться с десяткой наиболее интересных музыкальных инструментов мира.

Вистл

Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.

Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.

История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа.

Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести.

Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.

Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.

Варган

Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста».

Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов.

С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание.

Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья.

Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта. 

Стеклянная гармоника

Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.

Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.

После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.

Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне.

А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается.

Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве. 

Ханг

Удивительный музыкальный инструмент, одно из новейших изобретений современности. Ханг был изобретен в Швейцарии в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Создатели инструментов утверждают, что основой игры на экзотическом ударном инструменте является чувство, ощущение музыки и самого инструмента. Да и музыкальный слух у обладателя ханга должен быть идеальным.

Ханг состоит из пары металлических полушарий, вместе образующих диск, схожий с летающей тарелкой. Верхнюю часть (она же лицевая) ханга называют DING, на ней располагаются 7-8 тональностей, заключенных в музыкальный круг. Обозначены они небольшими впадинами, и чтобы получить определенную тональность мелодии, нужно ударить по той или иной впадине.

Нижнюю часть инструмента называют GU. В ней предусмотрено глубокое отверстие, в котором должен находиться кулак музыканта. Строение этого диска выступает в качестве резонанса и модуляции звука.

Бонанг

Бонанг – индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из набора бронзовых гонгов, которые шнурами закреплены и горизонтально расположены на деревянной подставке. Сверху в центральной части каждого гонга имеется выпуклость – пенча.

Именно она издает звук, если стучать по ней деревянной палочкой с обмоткой на ее конце из хлопчатобумажной ткани или веревки. В качестве резонаторов часто выступают шарики из жженой глины, подвешенные под гонгами.

Бонанг звучит мягко и певуче, его звук угасает медленно.   

Казу

Казу – народный инструмент Америки. Применяется в музыке стиля скиффл. Представляет собой небольшой цилиндр, сужающийся к концу, из металла или пластика.

В середину инструмента вставлена металлическая пробка с мембраной, изготовленной из папиросной бумаги.

Играть на казу очень просто: достаточно петь в казу, а папиросная бумага сделает свое дело – изменит голос музыканта до неузнаваемости.

Эрху

Эрху – струнный смычковый музыкальный инструмент, он же древняя китайская двуструнная скрипка, в которой используются металлические струны.

Точно сказать, где и когда был создан первый инструмент эрху, ученые не могут, так как он является кочевым инструментом, а это значит, что он менял свое географическое местоположение вместе с кочевыми племенами. Установлено, что примерный возраст эрху – 1000 лет. Инструмент стал популярным во времена правления династии Тан, припавшие на 7-10 век нашей эры.

Первые эрху были несколько короче современных: их длина составляла 50-60 см, а сегодня – 81 см. Состоит инструмент из корпуса (резонатора) шестигранной или цилиндрической формы. Корпус изготавливают из высококачественного дерева и мембраны из змеиной кожи.

Шейка эрху – место, где крепятся струны. Вверху шейки находится изогнутая головка с парой колков. Струны эрху обычно металлические или из жил животных. Смычок делают изогнутой формы.

Струну для смычка изготавливают из конского волоса, а остальную часть – из бамбука.

Главное отличие эрху от других скрипок – смычок следует крепить меж двух струн. Таким образом смычок становится единым целым и неразделимым с основой инструмента. Во время игры эрху удерживают в горизонтальном положении, уперев ножкой инструмента себе в колено. Смычком играют правой рукой, а в это время пальцами левой руки нажимают струны так, чтобы они не касались шейки инструмента.

Никельхарпа

Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент из разряда струнных смычковых. За счет того, что его развитие продолжалось более 600 лет, инструмент имеет несколько модификаций.

Первое упоминание, свидетельствующее о существовании никельхарпы, находится на воротах, ведущих к церкви Щелюнге на острове Готланд: на них изображены двое музыкантов, которые играют на этом инструменте.

Изображение это было создано в далеком 1350 году.

Современная модификация никельхарпы имеет 16 струн и порядка 37 деревянных клавиш, скользящих в процессе игры под струнами. Каждая клавиша двигается по салазкам вверх, где, достигая своей вершины, зажимает струну, меняя ее звучание.

Играющий коротким смычком проводит по струнам, а левой рукой нажимает клавиши. Никельхарпа позволяет разыгрывать мелодии в диапазоне 3 октав. Ее звучание схоже с обычной скрипкой, вот только звучит она с гораздо большим резонансом.

Укулеле

Одним из наиболее интересных музыкальных инструментов является укулеле – струнный щипковый инструмент. Укулеле представляет собой миниатюрную гавайскую гитару с 4 струнами.

Появилась она еще в 1880 году благодаря трем португальцам, прибывшим на Гавайи в 1879 г. (так гласит легенда). В целом укулеле – следствие развития португальского щипкового инструмента кавакиньо.

Внешне напоминает гитару, с единственным отличием – уменьшенной формой и наличием всего 4 струн.

Различают 4 вида укулеле:

  • сопрано – длина инструмента 53 см, наиболее распространенный вид;
  • концертный инструмент – 58 см длины, немного крупнее, звучит громче;
  • тенор – относительно новая модель (создана в 20-х годах прошлого века) длиной 66 см;
  • баритон – самая крупная модель длиной 76 см, появилась в 40-х годах прошлого века.

Существуют также нестандартные укулеле, в которых 8 струн разбивают по парам и настраивают в унисон. В итоге получается полное, объемное звучание инструмента.

Арфа

Пожалуй, самым удивительным, интересным и мелодичным инструментом является арфа.

Сама по себе арфа крупногабаритна, но ее звучание настолько захватывающее, что порой просто не понимаешь, как она может быть настолько восхитительной.

Чтобы инструмент не казался неряшливым, его раму украшают резьбой, делают ее изящной. Струны разной длины и толщины натягивают на раму так, чтобы они образовали сетку.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – богословов и монахов, затем ее причисляли к аристократическим пристрастиям, а на сегодняшний день она считается великолепным инструментом, на котором можно исполнять абсолютно любые мелодии.

Звучание арфы не сравнить ни с чем: оно глубокое, будоражащее воображение, неземное. Благодаря возможностям инструмента, арфа является незаменимым участником симфонических оркестров. 

Удивительных музыкальных инструментов в мире существует немало. И все они звучат по особенному, создавая мелодии, трогающие душу. Каждый из инструментов, представленных выше, безусловно, заслуживает внимания.

Но все же не стоит забывать о хорошо знакомых нам скрипках, гитарах, фортепьяно, флейтах и прочих не менее прекрасных и интересных инструментах.

Ведь они – основа человеческой культуры и лучший способ выражения чувств и эмоций. 

← Польза музыки для детей: какое влияние оказывают музыкальные произведения?Подборка самых интересных и удивительных фактов о музыке →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/instrumenty-mira.html

Музыкальные инструменты народов мира: описание, история, фото

Музыкальные инструменты народов мира

Музыкальные инструменты народов мира помогают понять историю и культуру нации. С их помощью люди извлекают звуки, объединяют их в композиции и создают музыку. Она способна воплощать в себе эмоции, настроение, чувства музыкантов и их слушателей.

Порой довольно невзрачный на вид инструмент издает настолько волшебную, удивительную музыку, что сердце начинает биться в унисон. Различают инструменты нескольких типов: струнные, клавишные, ударные. Также существует несколько подвидов, например, струнные смычковые и струнные щипковые.

Музыкальные инструменты разных народов мира впитали в себя традиции своего региона, области, страны. Вот описание нескольких из них.

Сямисэн

Японский сямисэн – это струнный музыкальный инструмент из категории щипковых. Он состоит из небольшого корпуса, грифа без ладов и трех струн, а общий размер обычно не превышает 100 см. Его диапазон звучания составляет от двух до четырех октав. Самая толстая из трех струн называется савари, именно благодаря ей инструмент способен издавать характерный вибрирующий звук.

Сямисэн впервые появился на территории Японии в конце XVI века благодаря китайским торговцам. Инструмент быстро стал популярным среди уличных музыкантов и организаторов вечеринок. В 1610 году были написаны первые произведения специально для сямисэна, а в 1664 был издан первый сборник музыкальных композиций.

Как и многие другие музыкальные инструменты народов мира, сямисэн считался прерогативой низших слоев населения. Однако после Второй мировой войны положение резко изменилось и к нему стали проявлять большее уважение. Сямисэн используется музыкантами во время представлений знаменитого японского театра кабуки.

Ситар

Индийский ситар также относится к классу струнных щипковых музыкальных инструментов. На нем исполняют классические и современные мелодии. Он состоит из вытянутого кверху округлого корпуса с двумя резонаторами, пустотелого грифа с металлическими выгнутыми ладами. Передняя панель обычно богато украшается слоновой костью и палисандром.

У ситара 7 основных струн и 9–13 резонирующих. Мелодия создается с помощью основных струн, а остальные отзываются резонансом и производят уникальное звучание, недоступное ни одному другому инструменту. На ситаре играют особым медиатором, который надевается на указательный палец.

Этот музыкальный инструмент появился на территории Индии в XIII веке в период становления мусульманского влияния.

Волынка

В списке музыкальных инструментов народов мира название «волынка», вероятно, одно из наиболее известных. Удивительный духовой инструмент с резким звучанием популярен во многих европейских государствах, а в Шотландии является национальным.

Волынка состоит из кожаного мешка, изготовленного из телячьей или козьей шкуры, с несколькими игральными трубками из камыша. В процессе игры музыкант наполняет резервуар воздухом, затем надавливает на него локтем и таким образом заставляет звучать.

Волынка – один из самых древних музыкальных инструментов на планете. Благодаря простейшему устройству, ее смогли изготовить и освоить несколько тысячелетий назад. Изображение волынки встречается в древних манускриптах, фресках, барельефах, статуэтках.

Бонго

Барабаны занимают особое место в перечне музыкальных инструментов народов мира. На фото изображается бонго – знаменитый кубинский барабан африканского происхождения. Он представляет собой два небольших барабана разного размера, скрепленных между собой.

Больший называется hembra, что переводится с испанского, как «самка». Он считается «женским», а меньший называется «мачо» и считается «мужским». «Женский» настраивается более низко и находится с правой стороны от музыканта.

На бонго традиционно играют руками в положении сидя, зажимая барабаны между икрами ног.

Маракас

Еще один один из наиболее древних музыкальных инструментов народов мира. Его придумали индейцы племен таино – коренные жители Кубы, Ямайки, Пуэрто-Рико, Багамских островов. Он представляет собой погремушку, которая при встряхивании воспроизводит характерный шуршащий звук. На сегодняшний день маракасы стали популярны во всей Северной Америке и далеко за ее пределами.

Для производства инструмента применялись сушеные плоды дерева гуира или калебасового дерева. Плоды могут достигать в длину до 35 см и обладают чрезвычайно твердой оболочкой. Для музыкальных инструментов годятся плоды небольшого размера правильной овальной формы.

Сначала в плоде просверливают два отверстия, удаляют мякоть и просушивают. После этого внутрь насыпают мелкую гальку и семена различных растений. Количество камешков и семян всегда различно, поэтому каждый маракас обладает уникальным звучанием.

Затем к инструменту прикрепляют ручку.

Как правило, музыканты играют на двух маракасах, удерживая их в обеих руках. Также маракасы иногда изготавливают из кокосовых орехов, сплетенных ивовых веток, высушенной кожи.

Источник: https://autogear.ru/article/460/276/muzyikalnyie-instrumentyi-narodov-mira-opisanie-istoriya-foto/

Самые древние музыкальные инструменты мира

Музыкальные инструменты народов мира

На заре своего формирования человечество уже использовало для ряда своих действий «звуковое оформление». Возникновение первых музыкальных инструментов было связано:

  • С войной
  • С религией
  • С сельскохозяйственными работами
  • С развлечениями.

При изготовлении музыкальных инструментов использовались доступные в данном биоценозе материалы: рога, бивни, кожа, кости, морские раковины.

Обрубки дерева применялись для изготовления барабанов, но во-первых не везде росли деревья достаточного размера, во-вторых, такие инструменты были довольно громоздкими и неудобными к транспортировке.

Однако они широко использовались в древнейших храмах Индии, Месопотамии, Эллады и Египта, в мистических культах Реи-Кибелы, Исиды, Диониса, как используются и сейчас.

Еще один громоздкий, но очень распространенный музыкальный инструмент – диджериду. Это длинная труба из полого куска дерева. “Играть” на ней чрезвычайно тяжело, требуется серьезный навык: иначе вместо басовитого рева из недр инструмента вырывается сиплый писк, который немало смешит окружающих.

И в наши дни этот инструмент используют в Африке, Индии, Непале, но само его название стало известным благодаря австралийским аборигенам. Британский этнограф Дэвид Эттенборо подробно рассказывает о нем в своей книге “Под тропиком Козерога”.

Автору удалось подружиться с аборигеном Магани, и тот поведал ему тайны музыкальной магии: диджериду символизирует мифического змея Юрлунггура, поэтому инструмент тщательно разрисовывается для ритуала и скрывается от непосвященных.

Аналог диджериду в Непале

Ритм требовался для многих целей, от сельхозработ до магии: его и задавали при помощи музыки. При морских набегах ритмическая музыка была необходим для четкой и слаженной гребли, этот прием использовали народы по всему миру от древних римлян и викингов до маори. Это могли быть удары в кимвалы или щиты, свист в рог или флейту.

Ранней формой религии является шаманизм, всем известны знаменитые шаманские бубны: кожа, натянутая на лыко или другой каркас. Сейчас, когда этнические традиции интенсивно возрождаются, шаманские бубны вновь приобретают свой сакральный смысл.

Можно столкнуться фактом, что представители малых народов Севера с неодобрением относятся к «нецелевому» использованию бубнов, такому как танцы вне магии.

С точки зрения классического шаманизма, бубен вообще не должен попадать в руки людям без специальной подготовки, иначе на его звуки может отреагировать потусторонняя сила и натворить бед.

Фото с фестиваля малых народов Севера, 2013 год

Такой материал как кость находил широкое применение. По всей Европе в пещерах археологи обнаружили немалое количество костяных флейт. В 1908 году была раскопана Мезинская палеолитическая стоянка на территории современной Украины. Среди находок был странный набор костей мамонта с надрезами, шлифовками, отверстиями.

Сохранились следы красной охры, которой были покрыты эти предметы. В конце 1970-х годов археолог С.Н.Бибиков исследовал следы соприкосновения находок с иными предметами и материалами и пришел к выводу, что найденный набор костей – это целый древний оркестр.

Самым крупным инструментом была лопатка мамонта – на ней были равномерно нанесенные насечки: видимо, это был шумовой инструмент типа «стиральной доски».

Лопатка мамонта из Мезинского комплекса (фото Л. В. Лбовой, 2012)

Из трубчатых костей изготавливали флейты и свистульки, причем в недавнем прошлом такие флейты повсеместно производились в Тибете. И сейчас народные тибетские ансамбли имеют в распоряжении флейту из большой берцовой кости человека – «канглинг».

Если усопший был чист душой, не умер от несчастного случая или инфекции, то из его кости получался качественный магический инструмент.

Судя по оговоркам, человек должен быть совершенно здоров, то есть подразумевается принесение в жертву, что вплоть до начала XX века практиковала тибетская религия бон.

Особой силой обладает канлинг из кости монаха или просветленного. Использование в качестве флейты кости родственника помогает тому в его кармических блужданиях.

Из человеческих черепов в Тибете и Северной Индии делали ритуальный барабан – «тхопа». Ритуальные костяные музыкальные инструменты украшались резьбой, самоцветами и металлической окантовкой.

Конечно, из дерева или тростника изготовить музыкальный инструмент было намного проще, но такие инструменты имели худшую сохранность, чем костяные.

Археолог Дарья Кожевникова, соавтор монографии «Формы знакового поведения в палеолите: музыкальная деятельность и фоноинструменты», рассказывает о нахождении в пещерах Европы различных флейт, трещоток, гуделок, которые издают громкий звук, если их привязать на веревку и раскручивать над головой. Кстати, такие трещотки также упоминает Эттенборо в своей книге об австралийских аборигенах: при помощи их резкого звука мужчины при исполнении магических ритуалов отгоняют непосвященных.

Трещотки-когти народа асаро (Папуа – Новая Гвинея), используемые во время ритуального обряда. Фото Максима Богатырева, 2018

Но археологи обнаружили не только сами инструменты: на стенах пещер были найдены нарисованные символы неизвестного предназначения.

Ученые установили, что эти знаки находились в тех местах, где помещения наиболее сильно резонировали. Любой звук из этих точек буквально оглушительно разносился по пещере.

Существует предположение, что непонятные символы и значки – это древнейшие ноты или другие указания для музыкантов верхнего палеолита.

Отдельный интерес представляет такой инструмент как варган. Он издревле распространен по всему миру. Названий у него более тысячи, причем остается неясным исконное происхождение этих названий: это и «рот», «уста», и «арфа», и «барабан». В ряде языков название звукоподражательное, как например белорусское «дрымба», вьетнамский «тонг».

Русское слово напоминает древнескандинавское «варг» – «волк»: не забудем, что территория от Балтики до Черного моря считалась у норманнов своей и даже носила у них название «Гардарики». Волк считался мистическим существом и у скандинавов и у тюрок: может быть, название связано с формой инструмента, напоминающей голову хищника, а может со сходной магической сущностью.

В Норвегии варган исстари был не только праздничным и развлекательным, но и военным инструментом.

В якутском языке это ритуальный инструмент, его название – «хомус» связано с изгнанием злого духа с ритуалом умывания кровью.

Во Франции археологами был обнаружен бронзовый варган, датированный V-VI веками.

Удобство этого инструмента состоит в его компактности. С началом крестовых походов варган получил большое распространение среди рыцарей, которые могли развлекаться с его помощью на стоянках и во время длинных конных переходов. Ясно, что и для древних народов, особенно кочевников, варган именно потому был так удобен.

Известно, что варган использовали как ритуальный инструмент синтоисты (Япония): в их древних храмах были найдены эти инструменты.

Варган удобен и тем, что для его изготовления пригодны весвозможные материалы: кость, разные виды древесины и металла, и делаются они разными способами. По форме варганы также могут различаться.

Варган на острове Папуа – Новая Гвинея, фото Максима Богатырева (2018 год)

В последние годы значительно возрос интерес к практической этнографии, и на наших глазах происходит возрождение древнейшего искусства. В жанре неофолк активно используются древние музыкальные приемы.

Разновидности варгана широко применяются в кантри-музыке.

Варган используют многие современные группы неофолка, например финны Moonsorrow.

В России на традиционных тибетских инструментах играет группа Пхурпа.

Немецкая группа Knochenklang использует в своем творчестве реплики древнейших музыкальных инструментов, создавая их по образцам из раскопок палеолита. Подобных творческих коллективов множество – возможно, они выражают потребность человечества отдалиться от эпохи техногена и приблизиться к нашим истокам.

Источник: https://yeopen.com/notes/samye-drevnie-muzykalnye-instrumenty-mira-03970609

Музыкальные инструменты разных народов мира

Музыкальные инструменты народов мира

Музыкальные инструменты народов мира – это различныеприспособления, помогающие человеку издавать различные звуки. Далее эти звукискладываются в музыкальное произведение, передающее слушателям эмоции,настроение, ощущения автора и исполнителя.

Виды музыкальных инструментов

Названия музыкальных инструментов народов мира, настолькоразнообразны, что лишь по фото можно догадаться, что это за инструмент. Хотядалеко не всегда по одному внешнему виду даже опытный музыкант сможетопределить, для извлечения каких звуков он предназначен. В науке же естьклассификация музыкальных инструментов, называемая системой Хорнбостеля-Закса.К этим категориям относятся:

  • Клавишные инструменты начиная от классических пианино ироялей, и заканчивая латиноамериканским бандонеоном.
  • Струнные щипковые инструменты. Самый известныйпредставитель вида – классическая гитара. Среди менее распространенных – домра,лютня и другие.
  • Струнные смычковые. Наибольшей популярностью пользуетсяскрипка.
  • Духовые. Имеют несколько разновидностей – медные,деревянные и язычковые.
  • Ударные инструменты.
  • Самозвучащие инструменты. В качестве источника звуказдесь выступает материал, используемый в изготовлении определенногомузыкального инструмента. В эту группу включают варганы, кастаньеты и другиеинструменты.

Общее количество категорий, используемых в системеХорнстобеля-Закса, достигает трехсот.

Практически в каждой стране существуют уникальныемузыкальные инструменты, созданные на основе народных традиций и истории.

Мировая история музыкальных инструментов

Древнейшим из известных музыкальных инструментов являетсяфлейта. Старейшие флейты были обнаружены на стоянках 40-тысячелетней давности.

Считается, что наиболее последовательно музыкаразвивалась на территории Африки. Там появились первые музыкальные инструменты,и до сих пор элементы африканской музыки оказывают влияние на всю мировуюкультуру.

Со временем музыкальные инструменты древнего мираразвивались. Около четырех тысяч лет назад появились песни, что подтверждаетсяклинописной табличкой, найденной при раскопках в древнешумерском городеНиппуре.

Древнегреческие музыканты уже пользовались такимимузыкальными инструментами, как арфы, волынки, двойные трубы, появиласьполифония. О музыке того времени известно достаточно много. Сохранились древниерисунки, изображающие музыкантов, тексты, подробно описывающие античнуюмузыкальную технику.

Развитие музыкальных инструментов привело к появлению всредневековую эпоху профессиональных композиторов. В основном сочиняласьдуховная музыка, шуточные песни, сатиры. Появились гусли, домры, позже уступившие место балалайкам иклассическим семиструнным  гитарам.

о необычных музыкальных инструментах мира

Инструменты разных народов мира

Большинство стран имеет свой национальный музыкальныйинструмент.

Инструменты впостсоветских странах

Так, русским инструментом считается балалайка,появившаяся в 17-18 веке. Известно, что она существовала в 1715 году ииспользовалась на шуточной свадьбе по указу Петра Первого. Балалайка тоговремени имела удлиненный гриф, в несколько раз длиннее современного варианта,зауженный корпус и две или три струны.

В Молдавии и некоторых балканских странах национальныминструментом считается флуер, одна из разновидностей деревянной флейты. Флуерсоздается  из определенных ценных породдерева. Изначально использовался пастухами, собирающими скот.

Бандура, национальный украинский инструмент, известна с12 века. Исследователи считают, что она произошла от древнего музыкальногоинструмента – кобзы. Изначально бандура состояла из 7-8 струн, сегодня вакадемических инструментах насчитывается до 60.

Инструменты наАмериканском континенте

Национальный музыкальный инструмент Бразилии – агого,имеющий африканские корни. Он состоит из нескольких колокольчиков с разнойтональностью. Колокольчики соединяются металлической ручкой.

Иногда вместоколокольчиков с металлической ручкой используются распиленные орехи, насаженныена рукоятку из дерева.

Это один из популярнейших инструментов народнойбразильской музыки, использующийся, например, в карнавальной самбе.

Традиционным инструментом в США считается банджо, такжеимеющее африканские корни. Этот музыкальный инструмент попал в США в конце 18века, будучи завезен рабами. Постепенно его переделывали, добавляли новые лады.Инструмент часто использовался в классических джазовых композициях.

Инструменты Азии иАфрики

В середине 20-го века в Китае началось возрождениедревней панфлейты. Древнейшие образцы этого инструмента датируются эпохойдинастии Шань и состоят из 12 стволов бамбука с обширным диапазоном звуков.

Народный африканский инструмент – кора, имеющая 21струну. Каждый инструмент является уникальным: музыкант делает егосамостоятельно. В традиционной игре используются техники фламенко и блюза.

В 12 веке появился индийский ситар. Изначально этотинструмент пришел в Индию из Таджикистана, постепенно заняв важное место вмузыкальной культуре Индии.

Музыкальные инструменты разных народов мира создавалисьнезависимо друг от друга и по различным причинам. Например, индийский ситарпоявился, когда Индия испытывала значительное влияние мусульманства.

Необычные музыкальные инструменты в мире

Современные музыканты, изобретатели и профессиональныедизайнеры разрабатывают и выпускают необычные музыкальные инструменты мира.Некоторые инструменты существуют в единственном экземпляре, выпуск другихпоставлен на поток.

  • Одним из таких музыкальных инструментов являетсяарфогитара, разработанная в начале 20 века американским изобретателем Бейтсом исозданная для показа на чикагской ярмарке.
  • Другим необычным инструментом является «длиннострунныйинструмент» (long stringed instrument). Он состоит из множества натянутых струндлиной 21 метр. При этом корпус инструмента отсутствует. Для извлечения звуканеобходимо покрыть руку канифолью и провести по нужным струнам.
  • К нестандартным духовым инструментам относится, например,альпийский рожок. Изначально деревянный рожок использовался исключительно вАльпах, но постепенно распространился по другим горным системам Европы.
  • Один из самых необычных инструментов называетсядиджериду. Для создания этого инструмента необходима древесина эвкалипта,проеденная изнутри муравьями-термитами. Визуально это – длинная деревянная труба.
  • Европейский аналог диджериду называется литуус. Этодлинная (порядка 2,5 метра) древесная труба с роговым мундштуком и специальнымрасширением. Она пользовалась успехом в Древнем Риме, а несколько лет назадшотландские ученые воссоздали несколько экземпляров.
  • Ирландские музыканты разработали собственный вариантволынки и назвали его «иллианская волынка». Шотландская волынка – духовойинструмент, работающий, только когда в него дуют. В иллианской волынкесуществует специальный мешок, при накачивании которого в трубы подается воздух.
  • На севере Франции существует инструмент бомбарда. Приигре на этом инструменте музыкант должен напрягать все силы, потому каждыенесколько секунд необходима передышка. Принцип работы  этого устройства напоминает гобой, нобомбарда отличается очень громким звуком.
  • Колесная лира, имеющая корпус от обычной лютни снатянутым двойным набором струн. Изначально это был объемный инструмент, накотором необходимо было играть вдвоем. Со временем инструмент приобрел болеекомпактные формы.
  • Тромбот – это смесь фагота и тромбона. Разработчикинструмента, американский композитор П. Шинкеле, советует не относиться ктакому инструменту серьезно, так как изначально он использовался длямузыкальной мистификации.
  • Стеклянная гармонь – изобретение Бенджамина Франклина,основанная на классическом «ирландском развлечении», когда пальцы скользят покраям бокалов, в различной степени заполненных водой. Инструмент пользовалсяпопулярностью, потом долгое время был забыт, в 20-м веке для него было созданонесколько переложений и композиций.
  • Еще один необычный инструмент – серпент, или змеевик. Этозигзагообразная конструкция из дерева, обитого кожей. Конструкция довольнобольшая, общая длина трубы почти 2,5 метра.

Музыка – одно из древнейших изобретений человека. Каждаястрана имеет собственную музыкальную культуру и отношение к ней. За несколькотысячелетий развитие музыкальных инструментов шло бурными темпами. Некоторыенеобычные инструменты создавались в единственном экземпляре для каких-тоиндивидуальных нужд. Другие обретали популярность, и без них сегодня труднопредставить повседневную жизнь.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-muzykalnye-instrumenty-raznyh-narodov-mira-8288.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.