В чем выступали актеры в театре древней греции

Греческий театр – традиции, история, особенности

В чем выступали актеры в театре древней греции

Сейчас мы не можем представить свою жизнь без спектаклей, кинопремьер и сериалов по телевидению или интернету. Все эти развлечения появились благодаря развитию сценического искусства, на которое во многом повлиял античный греческий театр.

Без преувеличения, именно эллины поспособствовали формированию сценических традиций и широкому распространению театрального искусства по всей планете. Поэтому сегодня предлагаем окунуться в истоки всеми любимых фильмов/сериалов и познакомиться с историей греческого театра, особенностями актерской игры и работы со зрителями.

Кроме того, обсудим, как в Древней Греции театр воплощался архитектурно, ведь многие подобные сооружения стали культурными символами страны.

Зарождение театра в Греции

Приблизительно период, когда зарождался древнегреческий театр, датируют V-IV веками до нашей эры.

Корнями манера дурачиться, рядиться в костюмы и играть «на публику» уходит в традиции празднования Великих Дионисийнедельных ритуальных торжеств в честь бога виноделия Диониса.

На этот праздник проводили костюмированные шествия, разыгрывали сценки прибытия Диониса в Аттику, сочиняли и распевали дифирамбы. Впоследствии часть этих традиций и сформировала полноценное театральное представление, которое полюбилось зрителям, и организовывать спектакли стали все чаще.

Таким образом, уже в V веке до н.э. в Афинах появляется первый театр в Греции, да и во всей Европе. Посвящен он был, конечно же, Дионису, и располагался на Афинском Акрополе.

Поначалу это была небольшая деревянная конструкция, представляющая собой несколько ярусов зрительских мест, сцену и место для переодевания актеров.

Но театральные постановки имели такой колоссальный успех у публики, что места всем желающим не хватало, и в конце концов, деревянные скамьи просто обрушились.

Тогда афинский правитель Писистрат приказал отстроить более масштабное и надежное сооружение: так появился знаменитый белокаменный греческий амфитеатр Диониса. Он в надлежащем состоянии сохранился до наших дней, так что здесь и сейчас организовывают спектакли под открытым небом.

Греческий театр и сценические традиции

Как уже отмечалось, искусство театра в Греции складывалось под влиянием религиозных обрядов и игрищ. Сами же представления являли собой состязания лирических поэтов, представляющих зрителям свои творения с помощью актеров и хора. Причем конкурс проводился сразу по трем популярным в те времена жанрам:

  • Трагедия;
  • Комедия;
  • Сатировская драма.

Участие в этом мероприятии считалось очень почетным, а подготовка к спектаклям велась задолго до наступления празднеств.

Так, драматурги должны были представить свои тексты на суд архонту (чиновник высшего ранга), который отбирал из всех кандидатов трех наиболее достойных поэтов.

Конкуренция, надо заметить, была серьезная: свои трагедии и драмы в V веке до н.э. представляли Эсхил, Софокл и Еврипид, считающиеся в наши времена отцами жанра! Но вернемся к театру.

Трем утвержденным архонтом участникам конкурса государство предоставляло по одному хору с тремя актерами, чтобы все состязающиеся были в равных условиях.

При этом актеры делились на главного исполнителя, артиста второго плана и третьего по значимости героя. Так как число играющих было ограничено, то актерам приходилось осваивать сразу по несколько ролей.

Причем выступали на сцене только мужчины, и даже женские образы воплощали представители сильного пола.

Что же касается драматурга, то он при постановке спектакля был и режиссером, и наставником актеров, и даже действующим лицом. Разве что расходы на спектакль ему оплачивать не приходилось, т.к. конкурс спонсировали богатые организаторы.

В день состязания на суд зрителей представлялось сразу несколько постановок от каждого автора. Таким образом, театральная сцена и зрительный зал не пустели, что называется, «от зари до зари» по 3-4 дня.

Но когда, все же, представления заканчивались, зрительское жюри выносило свой вердикт и разделяло призовые места (соответственно, с первого по третье). Автора, ставшего лидером ания, вместе с ведущим актером почетно увенчивали плющом.

Также всем участникам государственная казна выплачивала денежное поощрение.

И к слову о финансах. Изначально представления разыгрывались для зрителей бесплатно, и посещать их могли все граждане: и мужчины, и женщины.

Но позже, видимо в связи с популяризацией сценической игры, на спектакли стали продавать билеты.

Обычное место в зрительном зале оценивали в 2 обола, причем на посещение театра бедные люди получали деньги из специально созданного фонда государственной казны.

А напоследок отметим, что со временем спектакли в Греции все меньше ассоциировались с религией.

Представления стали отдельным видом развлечений и даже политическим средством: через характеры персонажей и действие пьесы можно было высмеивать известных лиц и акцентировать проблемы общества, или, наоборот, показывать выгодные черты героев и хорошие результаты их деятельности. Тем не менее это были качественные и увлекательные спектакли, так что интерес публики к театральному искусству по-прежнему не угасал.

Архитектура греческого театра

Немаловажно и архитектурное устройство греческого театра, которое частично скопировали все мировые залы.

Убедиться в этом можно взглянув на сохранившиеся античные греческие театры Таормина, Эпидавра, Сиракузы, Ларисы и других городов.

Но первым был спроектирован Афинский театр Дионисия, и его планировку сразу приняли за классический канон театрального здания. Возводили строение на холме, при этом поэтапно обустраивались следующие элементы:

  1. Зрительный зал (Theatron). Длинные невысокие скамьи располагались в несколько ярусов с постоянно увеличивающимся диаметром. Соответственно, первые ряды, примыкающие к центру здания, были самыми короткими и специально отводились для знатных особ.
  2. Орхестра (Orchestra). Представляла собой круглую площадку, засыпанную песком или вымощенную каменными плитами. Изначально это сцена, на которой разыгрывалось действие и стоял жертвенный алтарь Дионису. Однако, позднее в планировку театров греки добавили новые элементы, и на орхестре размещался только хор.
  3. Проскений. Помост за орхестрой, предназначенный для выступления актеров. Вначале использовался только как пустая сцена, но вскоре были придуманы сменные декорации, превращавшие проскений в фасад дворца или храм, где чаще всего проходило действие.
  4. Скены и параскении (Skene). Расположенные возле сцены помещения для хранения реквизита. Также использовались, как «гримерки» актеров.
  5. Парод (Parodos). Коридорные проходы между сценой и зрительным залом.

Собственно, почти все эти составляющие знакомы и современным театралам: придумала Греция амфитеатр под открытым небом, а европейские страны сделали залы по этому типу, но крытые. Все-таки, не везде так солнечно, как на Средиземноморье.

Таким образом, влияние античной Греции на театральное искусство неоценимо. По сути, Эллада стала «колыбелью» всего европейского театра, а многие архитектурные и сценические элементы, придуманные еще в античности, до сих пор используются на театральных подмостках.

Источник: https://dzadziki.com/grecija-dlja-kazhdogo/obshhaya-informaciya/grecheskii-teatr-istoriya-i-arxitektura-tradicii.html

В чем выступали актеры в театре древней греции

В чем выступали актеры в театре древней греции

Актеры на задворках театра. Мозаика, I в. до н. э. Национальный археологический музей, Неаполь

В театре играли только мужчины, роль первого актера, как правило, принадлежала непосредственно драматургу. Исполнители носили сложные костюмы, которые отражали стилистику играемого персонажа и характер драмы. 

Для трагедий были характерны длинные, торжественные, яркие или белые одеяния, маски, к которым прикреплялся парик, высокие сапоги на толстой подошве (котурны), визуально увеличивавшие рост.

Комедийные актеры носили гротескные маски и короткие одежды, причем размеры живота и зада утрировались специальными накладными подушками. Участники хора также надевали маски и костюмы, изображавшие людей («Всадники»), животных («Птицы») или неодушевленные предметы («Облака»).

Декорации были самыми простыми, одна-две колонны должны были изображать храм, дерево означало лес и т. д. Весь основной смысл представления рисовался воображением зрителей.

Театральные маски. Рельеф, I в. н. э. Музей истории искусств, Вена

Классическая драматургия

Бюст Эсхила

Эсхил (около 525–456 гг. до н. э.) происходил из афинского аристократического рода, его молодость пришлась на эпоху становления демократии и греко-персидские войны. Он сражался с персами при Марафоне и Саламине, и этот жизненный опыт сильно повлиял на его религиозные представления.

Еще в юности Эсхил начал писать трагедии, первую сценическую победу одержал в 484 г. до н. э. Всего на его счету 13 прижизненных побед и 15 посмертных, поскольку его драмы в виде исключения продолжали ставиться и после смерти.

Считается, что Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из них нам известно 79 названий.

Целиком сохранились семь его трагедий, составлявших школьное чтение в поздней Античности, а также около 400 отрывков, число которых постоянно пополняется за счет новых папирусных находок. Самой старой из дошедших до нас трагедий Эсхила является «Персы», поставленная в 472 г. до н. э.

Ее главная идея — убедить в необходимости сохранения равновесия и естественного порядка в мире. Персидский царь Ксеркс покусился на принцип соответствия сил между народами, и его личная надменность вызвала гнев Зевса, бога правосудия. За преступление царя понесли наказание все те, кем он правил.

В двух тетралогиях, Фиванской («Лай», «Эдип» и «Семеро против Фив»), написанной в 462 г. до н. э. и Орестее («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), написанной в 458 г. до н. э. и сохранившейся практически целиком, раскрываются представления автора о фундаментальных проблемах человеческого существования.

Он признает, что преступление оскверняет всех членов группы, к которой принадлежит преступник, и что грехи отцов падают на детей.

Эсхил считал, что божество наказывает людей за совершенные прегрешения и правосудие свершается в контексте жизни семьи, государства и человечества. Такие представления были характерны для общества, которое ставило судьбу группы выше судьбы личности.

Эдип и сфинкс. Миф об Эдипе лег в основу самой знаменитой трагедии Софокла. До сих пор остается дискуссионным вопрос, что Софокл переработал, а что сохранил в первоначальном предании. Краснофигурная чаша, 450 г. до н. э. Музей Ватикана

Софокл 

Софокл (около 496–406 гг. до н. э.) происходил из состоятельной семьи, получил хорошее образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, дважды — в 441 и в 429 гг. до н. э. — избирался стратегом. Личная дружба связывала его со многими выдающимися современниками, в том числе с Кимоном, Периклом, Геродотом и др.

В юности Софокл получал награды за участие в музыкальных состязаниях, а в 16 лет даже возглавил хор юношей, исполнявших торжественную песнь в честь одержанной греками победы при Саламине. В 468 г. до н. э. он впервые выступил в трагическом состязании и одержал победу над Эсхилом.

Софоклу приписывалось создание 123 драм, это приблизительно 30 тетралогий, из которых 24 произведения получили первые награды, а остальные — вторые. Из всех сочинений полностью сохранилось семь, остальные известны по названиям и фрагментам различной полноты. Софокл завершил начатую его великим предшественником эволюцию драмы.

Благодаря его творчеству центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их поступков, борьбы. В то время как для Эсхила человеческие действия служили инструментом для обнаружения присутствия божественных сил, у Софокла они играют самостоятельную роль.

В его творчестве внимание с группы сместилось на личность, с божественных законов — на принципы, определяющие практические поступки людей в различных ситуациях. Изображая нравственное величие человека, вместе с тем Софокл признавал его бессилие в столкновении с судьбой.

В соответствии с его убеждением, в рамках непреодолимого божественного плана человек не волен управлять своей судьбой, но он волен достойно встретить ее. С наибольшей яркостью эта тема разработана в трагедии «Царь Эдип», которая во все времена признавалась шедевром драматургического мастерства.

Еврипид

Еврипид (около 480– 406 гг. до н. э.) родился на Саламине 23 сентября 480 г. до н. э. в день знаменитой победы греков в морском сражении. Эсхил принимал в нем участие в качестве воина, а 16-летний Софокл возглавлял хор юношей, воспевавших мужество греков. 

В юности Еврипид обучался у Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Идеи софистов о природе богов и людей, о значении религиозного культа и о правах женщин он зачастую излагал в своих сочинениях. Впервые Еврипид выступил с трагедией «Пелиад» в 455 г. до н. э., но успех к нему пришел лишь в 441 г. до н. э.

Его взгляды часто встречали оппозицию зрителей, поэтому из 22 поставленных им тетралогий лишь четыре получили первую награду. Всего Еврипиду приписывают 92 драмы, из которых целиком сохранились 17 трагедий и сатирова драма, а также свыше тысячи фрагментов.

В центре творчества Еврипида находится уже не божественное вмешательство, не принципы, которым должен следовать человек, а внутренний мир отдельных людей, показанный на фоне повседневной жизни. Еврипид привнес в афинскую трагедию изображение борьбы чувств и внутреннего разлада.

Впервые в античной литературе он поставил психологические проблемы, часто использовав для этой цели женские характеры. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. По оценке Аристотеля он был самым трагическим из всех трагиков.

Хотя современники часто не понимали его замысла и отказывали ему в признании, метод имел множество последователей. Через творчество Сенеки он оказал значительное влияние на драматургию Нового времени.

Комедиограф с театральными масками. Рельеф, I в. Вилла Гетти, Малибу

Аристофан

Аристофан (около 445 — около 385 гг. до н. э.) родился в Афинах в небогатой семье, получил хорошее образование и уже в ранней юности начал писать стихи и сочинять музыку. Он создал 45 комедий, из этого числа 11 сохранились.

Авторитет Аристофана был чрезвычайно велик, его называли «отцом комедии», читали и ставили на сцене чаще остальных комедиографов. По взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне.

Сатира Аристофана имела остро выраженный политический компонент, в драмах он резко нападал на демократических лидеров, особенно доставалось от него демагогам. Клеон даже пытался привлечь его к суду за драму «Вавилоняне», но проиграл процесс. Впрочем, Аристофан боролся не за изменение общественного строя, а за смену людей, управляющих государством.

По своим взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне. Драма «Ахарняне», поставленная в 425 г. до н. э., в разгар Пелопоннесской войны, воспевала мирную жизнь деревни.

Ее герой крестьянин Дикеполь (борец за справедливость), заключил сепаратный мир со Спартой и благоденствовал, в то время как его соотечественники вели жизнь, полную лишений. Тема войны и мира звучит также в комедиях «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорий», поставленных в 411 г. до н. э. Последняя подвергает беспощадной критике трагика Еврипида.

Нападками против него полна также пьеса «Лягушки», ставшая самым громким сценическим успехом Аристофана. В «Облаках» высмеиваются новомодные взгляды философов-софистов, одним из героев этой комедии является Сократ.

ссылкой

Источник:

АКТЁР, в древнегреческом театре

Наряду с хором, важнейший участник драматических представлений в древнегреческом театре.

Античная традиция сохранила вполне определенные свидетельства как о количественном составе актерского корпуса древнегреческого театра, так и о тех изменениях, которые он претерпел со временем. У Феспида, с которого начинают историю драматических постановок в Афинах в 534 г. до н.э.

, один актер отвечал своими репликами на партии хора, он именовался гипокритом (ὑποκριτής), т. е. «отвечающим» хору (Diog. L., III, 56). Вскоре после Феспида Эсхил ввел второго актера, а младший современник Эсхила, Софокл, – третьего (Aristot. Poet., 4, 1449 а 15-18; Vit. Aesch., 15). Это добавление стало последним.

В поздних трагедиях и Эсхил последовал этому нововведению более молодого соперника, и в его трагедиях также появляется третий актер. Но и после Софокла ставились трагедии, в которых играли только два актера. По-видимому, в сатировской драме было такое же число актеров, как и в трагедии.

Относительно комедии известно, что Кратин ограничил число актеров тремя. Анализ комедий Аристофана показывает, что роли в них вполне могли быть сыграны тремя актерами. Ограниченное число актеров в драме вполне соответствовало принципу условности античного театра.

Такая регламентация диктовалась, не в последнюю очередь, стремлением установить определенные правила для участников театрального агона и уравнять их шансы на победу.

Первоначально актерами в театральных постановках были сами драматурги. Феспид, который и ввел актера в спектакль, по-видимому, сам представлял всех персонажей своих пьес. Эсхил также сам играл в своих трагедиях в качестве протагониста.

Афиней, рассказывая о том, что драматурги, в том числе Эсхил, обучали танцам участников спектакля, замечает: «кажется, он сам играл в собственных пьесах» (Athen., I, 39, р. 21 e, пер. Н. Т. Голинкевича). Однако для трагедий Эсхила был характерен и другой порядок: его неизвестный биограф называет имя первого актера, с которым «работал» Эсхил – Клеандр (Vit. Aesch., 15).

Сначала правилу предшественников следовал и Софокл, он дважды принимал участие в исполнении своих пьес, судя по свидетельству неизвестного биографа (Vit. Soph., 5). В несохранившейся трагедии «Фамирид» он исполнял главную роль, при этом также играл на кифаре. В другой трагедии, которая до нас также не дошла, он выступал в роли Навсикаи, где выказал свою ловкость в игре в мяч.

Источник: https://soveti-masterov.com/bez-rubriki/v-chem-vystupali-aktery-v-teatre-drevnej-gretsii.html

Греческий театр. История театра

В чем выступали актеры в театре древней греции

Окружающий мир в представлении древних греков – это сцена театра, а люди – актеры, пришедшие с небес для того, чтобы сыграть роль и затем уйти в небытие.

На основе этого постулата с признаками космологизма и возник греческий театр, который в полной мере отражает религию эллинов.

Первое время спектакли носили глубоко религиозный характер, но постепенно пьесы становились ближе к реальной жизни простых людей.

Популярность

Возникновение греческого театра связано с религиозным культом Диониса, бога растительности, виноградарства, виноделия.

Представления строились на сюжетах, посвященных этому небожителю, и были пронизаны благоговейным почитанием божества. Греческий театр появился в VI веке до н.э. и сразу стал частью жизни населения Афин.

О популярности его можно судить по грандиозным сооружениям на склонах холмов в виде амфитеатра, вмещающего до 30 тысяч зрителей.

Драматургия прошлого

Древний греческий театр стал расширяться в плане разнообразия спектаклей, появились многочисленные труппы актеров, которые играли уже не только драмы и трагедии, связанные с Дионисом. Великие трагики древности – Еврипид, Эсхил, Софокл – писали пьесы из жизни греческого общества, которые пользовались неизменным успехом. Особенно зрителям нравились комедии Аристофана.

Вся история театра древней Греции состоит из противоположных по смыслу спектаклей. В трагедиях обычно отражались мифы и легенды, в которых боги выступали как непобедимая грозная сила. Герои спектакля боролись с небожителями, погибали, но не сдавались.

Комедии, напротив, были смешными и носили остросатирический характер. Актеры греческого театра не выказывали никакого почтения к богам, а порой даже высмеивали их. Героями комедий были простые люди, ремесленники, торговцы, чиновники, рабы, домохозяйки.

Театральные представления обычно проходили на празднике Великих Дионисий. Спектакль устраивался на круглой площадке в нижней части амфитеатра, которая называлась “орхестра”. Там размещался хор певчих, которые должны были сопровождать действие.

Певцы передвигались по кругу, а среди них находился актер, играющий свою роль. Первоначально все роли в спектакле возлагались на одного исполнителя.

Чтобы как-то выделиться из окружающего его хора, актер надевал обувь на высокой платформе – так называемые котурны, благодаря которым становился выше на 15 сантиметров.

Структура спектакля

Вскоре афинский трагик Эсхил ввел второго актера и тем самым сделал действие более динамичным. На орхестре появились декорации, звуковые машины, имитирующие гром и молнию, вой ветра и шум дождя. Затем трагик добавил еще одно действующее лицо.

Однако ролей становилось все больше и больше, с ними не справлялись даже трое актеров. Тогда были введены маски, каждая из которых представляла определенный образ. Для перевоплощения достаточно было сменить маску и выйти на сцену в новом обличии.

На заднем плане, за орхестрой, находилось специальное помещение – скена, где актеры могли незаметно для зрителей сменить маску, которая делалась из разноцветной глины и отражала определенное выражение лица героя и его настроение. Характерность маски была обычно ярко выраженной, при взгляде на нее зритель сразу понимал, что хочет сказать актер, и какие чувства он пытается выразить.

Маски как основа театрального искусства

Особое значение имел цвет маски: смуглый оттенок говорил о спокойствии и хорошем здоровье персонажа, болезнь или недомогание олицетворял желтый цвет, красный говорил о хитрости, возмущение и гнев представлялись багровой маской.

Выразительность масок лежала в основе всего спектакля, на этом строилось все театральное действие. Актеру нужно было только подкрепить впечатление жестами и движениями тела.

Маски греческого театра также играли роль рупора, усиливая силу звучания голоса актера.

Состязательность

Греция издревле считалась страной соревнований. Не избежал этой традиции и театр. В дни Великих Дионисий все спектакли были подчинены огону – состязательности.

В праздничные дни устраивались три трагедии и одна комедия сатирической направленности.

По окончании каждого представления зрители определяли лучшего актера, лучшую постановку и так далее по всем признакам, которые характеризовали спектакль. В последний день Великих Дионисий победители получали призы.

Отцы драматургии того времени – Эсхил, Еврипид, Софокл – состязались между собой. Эсхил, проповедующий нравственность, моральную ответственность за допущенное зло, благодаря своим произведениям (“Орестея”, “Прометей”, “Персы” и др.) побеждал 13 раз.

Софокл признавался как лучший трагик 24 раза, в этом помогли созданные им образы в трагедиях “Электра”, “Антигона”, “Эдип”. Самый младший драматург – Еврипид – старался догнать старших наставников, его персонажи – Медея, Федра – глубоко психологичны.

Античная комедия Аристофана представлена следующими произведениями: “Осы”, “Всадники”, “Лягушки”, “Лисистрата”, “Мир”, “Облака”. Сюжеты сатирических пьес перекликались с политической обстановкой в Греции того периода. В сравнении с драматургией, основанной на легендах, комедии Аристофана отражали реальность.

Греческий театр, его устройство

Склоны холмов и открытое небо. Греческий театр античного периода построен по следующему принципу: ступенчатый амфитеатр в форме усеченного круга поднимается вверх от круглой площадки-сцены.

Если мысленно продолжить пологую конструкцию, то получится замкнутая фигура, состоящая из правильных концентрических кругов. Каждый круг сложен из грубо отесанных каменных блоков. Поверхность камня шероховатая, а его контуры настолько правильно рассчитаны, что стыки почти незаметны.

За ярусами греческого амфитеатра в Афинах стоит титанический труд сотен тысяч рабов, которые работали без отдыха днем и ночью. 78 рядов зрительских мест делятся на несколько сегментов клинообразной формы.

Греческий театр обязательно имел первый ряд со спинками для важных персон, жрецов, должностных лиц и почетных гостей. Отдельно стоит каменное кресло с ажурной резьбой, это место жреца Диониса.

Круглая площадка, сцена театра, так называемая орхестра, отделяется от амфитеатра невысоким забором. В ее центре находится алтарь-жертвенник Диониса, на его ступенях во время спектаклей сидели музыканты. С внешним миром орхестра соединяется проходами – пародами. Площадка регулярно засыпалась мелким щебнем или песком. Позже была вымощена брусчаткой.

Позади орхестры находился проскений – помост для сбора актеров накануне выступления. А за ним располагалась скена или, выражаясь современным языком, гримерка, где исполнители ролей подбирали себе маски и готовились к выходу на орхестру. По бокам скены было два небольших флигеля, где хранился театральный реквизит и маски. Эти помещения назывались “параскении”.

Общение перед спектаклем

Многовековая история театра Греции отмечена одной непоколебимой традицией. Публика собиралась задолго до начала спектакля, люди шли длинной вереницей по пародам и рассаживались на свободные места.

Ранний приход отчасти объяснялся желанием занять лучшее место. Кроме того, было принято перед представлением общаться с соседями, узнавать новости и делиться своими мыслями.

Античный греческий театр был своего рода центром общения столичных жителей. Обычно люди приходили целыми семьями.

Современный театр Греции

В самом начале 20-го века в Афинах был создан театр “Новая сцена”, название которого говорило само за себя. В репертуаре “Неа Скини” были произведения как греческих драматургов, так и авторов из других стран. Пьеса Ибсена “Дикая утка”, “Нахлебник” Тургенева, “Тайна графини Валерии” Ксенопулоса и многие другие были сыграны и включены в репертуар.

Основатель труппы К. Христоманос стремился создать актерский ансамбль последнего поколения без оглядки на традиционный древнегреческий театр масок, с условными героями и не вполне определенными ролями.

В целом ему это удалось, но все же некоторые нюансы из прошлого проскальзывали в постановках. Некоторые сцены не обходились без застывшего выражения лица актера, напоминающего маску.

Иногда мимика не позволяла выразить чувства так, как это могла сделать маска. Таким образом прослеживалась связь веков.

Стагнация

В период с 1910 по 1920 год греческое театральное искусство пришло в упадок. Сказалась напряженная ситуация в обществе в связи с Первой мировой войной и общим экономическим застоем. Людям было не до зрелищ.

Почти все театры перешли на коммерческую основу, а это означало полный пересмотр репертуара, замену классических произведений низкопробной бульварщиной. Перемены были неизбежны, поскольку в зрительные залы стали приходить разухабистые личности, которые предпочитали видеть на сцене полуобнаженных актрис, а все остальное их не интересовало.

Все попытки восстановить на сцене классические спектакли по пьесам Софокла и Эсхила оканчивались провалом. Пришло другое время, и современный театр занял свои позиции.

Источник: https://FB.ru/article/184312/grecheskiy-teatr-istoriya-teatra

Театр в Древней Греции

В чем выступали актеры в театре древней греции

Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни.

Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод).

Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения.

Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой.

Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа.

Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа.

Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие.

Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные.

Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса.

В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору.

Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры.

Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты.

Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник.

По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах.

Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Источник: https://GreeceMagazine.ru/teatr-v-drevnej-grecii/

Актеры в Древней Греции

В чем выступали актеры в театре древней греции

Актеры на задворках театра. Мозаика, I в. до н. э. Национальный археологический музей, Неаполь

В театре играли только мужчины, роль первого актера, как правило, принадлежала непосредственно драматургу. Исполнители носили сложные костюмы, которые отражали стилистику играемого персонажа и характер драмы.

Для трагедий были характерны длинные, торжественные, яркие или белые одеяния, маски, к которым прикреплялся парик, высокие сапоги на толстой подошве (котурны), визуально увеличивавшие рост.

Комедийные актеры носили гротескные маски и короткие одежды, причем размеры живота и зада утрировались специальными накладными подушками. Участники хора также надевали маски и костюмы, изображавшие людей («Всадники»), животных («Птицы») или неодушевленные предметы («Облака»).

Декорации были самыми простыми, одна-две колонны должны были изображать храм, дерево означало лес и т. д. Весь основной смысл представления рисовался воображением зрителей.

Театральные маски. Рельеф, I в. н. э. Музей истории искусств, Вена

Софокл

Софокл (около 496–406 гг. до н. э.) происходил из состоятельной семьи, получил хорошее образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, дважды — в 441 и в 429 гг. до н. э. — избирался стратегом. Личная дружба связывала его со многими выдающимися современниками, в том числе с Кимоном, Периклом, Геродотом и др.

В юности Софокл получал награды за участие в музыкальных состязаниях, а в 16 лет даже возглавил хор юношей, исполнявших торжественную песнь в честь одержанной греками победы при Саламине. В 468 г. до н. э. он впервые выступил в трагическом состязании и одержал победу над Эсхилом.

Софоклу приписывалось создание 123 драм, это приблизительно 30 тетралогий, из которых 24 произведения получили первые награды, а остальные — вторые. Из всех сочинений полностью сохранилось семь, остальные известны по названиям и фрагментам различной полноты. Софокл завершил начатую его великим предшественником эволюцию драмы.

Благодаря его творчеству центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их поступков, борьбы. В то время как для Эсхила человеческие действия служили инструментом для обнаружения присутствия божественных сил, у Софокла они играют самостоятельную роль.

В его творчестве внимание с группы сместилось на личность, с божественных законов — на принципы, определяющие практические поступки людей в различных ситуациях. Изображая нравственное величие человека, вместе с тем Софокл признавал его бессилие в столкновении с судьбой.

В соответствии с его убеждением, в рамках непреодолимого божественного плана человек не волен управлять своей судьбой, но он волен достойно встретить ее. С наибольшей яркостью эта тема разработана в трагедии «Царь Эдип», которая во все времена признавалась шедевром драматургического мастерства.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.